В настоящее время особо значимой является проблема
исследования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями в развитии,
поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния
ребёнка. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или
неадекватность мимикожестовой речи затрудняет общение детей между собой и
взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости,
враждебности. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него,
не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его успех в межличностном общении. Не
меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть
осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими. Всему
этому надо учиться. Взрослые, сопровождающие детей, могут научить их понимать
«язык эмоций» научить присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению
глаз, улавливать изменения в интонации речи, замечать и понимать различные
нюансы её звучания.
Понятие «эмоциональный интеллект» охватывает следующие способности:
• Способность распознавать собственные эмоции;
• Способность владеть собственными эмоциями;
• Способность к самомотивации;
• Коммуникативная способность.
Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой
усилий, затраченных на обучение. Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре
поможет
формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими
чувствами личности. Игры не только развивают умение детей в распознании
различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь дошкольников, но и
способствуют развитию зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного
внимания, развивают у детей глазодвигательную функцию, формируют чувство
близости с другими, чувства ценности других и самоценности.
1. Игра «Солнце, дождь и ветер». Цель: развивать у детей внимание,
связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов,
мимику и пантомимику. Ход игры: на разные 3 сигнала – картинки: солнце, туча,
ветер – дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице.
Смотри, не зевай!
Солнце, дождь и ветер различай!
Что увидишь на картинке, то и проживай!
«Солнце» подпрыгивают, хлопают в ладоши, улыбаются.
«Туча» тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за
локти и прижать их к телу. На лице грусть, недовольство. Очень неприятно,
потому что у детей нет зонта.
«Ветер» дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, на лице
спокойствие.
Для развития внимания нужно менять сигнал и его название.
2. Игра «Яблочное настроение». Цель: закреплять умения детей в
распознавании различных эмоциональных состояний (чувств) по мимике, развивать
эмоциональный словарь, продолжать учить проживать различные эмоции, развивать
цветовосприятие, цветоощущение. Ход игры: рассмотреть красивые необычные яблоки
(их может принести сказочный персонаж).
Беседа:
• какое настроение у этого яблока? (весёлое, радостное)
• какое чувство оно переживает? (веселье, радость)
• какого цвета грустное яблоко?
И т. д.
• обыгрывание и показ яблочного настроения.
3. Игра «Солнце, облака и месяц». Цель: учить детей распознавать
различные эмоциональные состояния по мимике на рисунках, развивать
эмоциональный словарь, продолжать учить проживать разные эмоции. Развивать
зрительное внимание, восприятие: глазодвигательную функцию, прослеживающую
функцию взора.
Ход игры: рассказать детям сказку с использованием иллюстраций.
«На ночном небе звёзды светят ярким светом, как фонарики. Когда
наступает утро, небо становится светлым и всходит доброе Солнышко. Его любят
все люди, природа: звери, птицы, цветы, деревья. Вокруг Солнца проплывают
Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обгоняя
друг друга и играя в догонялки. Однажды Солнце задержалось и не появилось на
небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облачко испугалось и всё
время повторяло: «Как страшно без Солнца. Я боюсь, боюсь!» Другое Облачко так
расстроилось, что даже стало плакать: «Кап-кап!». А это Облачко обиделось,
рассердилось на своих друзей, на Солнце, нахмурило брови, стало ругаться и даже
драться с другими Облаками. От этого появились молнии, загремел гром. Только
одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассердилось. Оно всех
успокаивало: «Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнце обязательно скоро
взойдёт, и мы все успокоимся. Давайте будем танцевать, улыбаться и тогда
Солнышко к нам вернётся». Облака послушались и перестали злиться и грустить,
стали улыбаться, петь песни и танцевать. И произошло чудо – Солнышко выглянуло
и согрело всех своими лучами. Всё стало как прежде. Вечером Солнце ушло спать,
а на небе появился Месяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и все заснули
волшебным сном. Месяц улыбался и от удовольствия даже сам закрыл глаза. А
звёздочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, что на небе царит покой
и дружба».
Вопросы и задания: найдите глазами облако, которое улыбается?
Грустит? Злится? какое настроение у облака с права от грустного? какое облако
слева от злого? какое облако висит ниже всех? Выше всех? кто выше всех
(солнце? у кого на небе одинаковое настроение? постарайтесь проследить
глазами (нарисовать) дорожку от весёлого облака к злому облаку, от испуганного
облака к солнцу. И т. д.
4. Игра «Новый клубочек». Цель: развивать уверенность, гордость за свои
успехи, новые знания и умения; формировать чувство близости с другими;
способствовать принятию детьми друг друга; формировать чувство ценности других
и самоценности.
Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубочек и рассказывают: какое
у них сегодня настроение; сравнивают своё настроение с каким-либо явлением
природы; передают пожелания друг другу; затем рассказать детям, что в мире
всё меняется, и к ним пришёл новый клубочек (клубок другого цвета и размера).
Он повзрослел, стал больше, т. к. у него больше знаний. Клубочек хочет услышать
от своих друзей, чему новому они научились, что нового узнали, какое настроение
у них сейчас и почему? Клубочек желает своим друзьям, чтобы они стремились
узнать что-то новое и интересное и хотели измениться в лучшую сторону, чтобы
быть умными,
интересными людьми.
5. Игры: «Рукопожатие по кругу»; «Испорченный телефон» (передаём
радостные слова, страшные слова, грустные слова и т. д.) ; «Комплименты»;
«Вместе весело шагать… » (пение песен в кругу) ; «Волшебный стул» (на стуле
сидит грустный или обиженный ребёнок, дети по очереди кладут ему руку на плечо
и говорят добрые и ласковые слова).
6. Упражнения:
• «Встаньте все, кто…. любит бегать, радуется хорошей погоде, любит
дарить цветы, и т. д.»
• «Что такое радость?» (высказывания детей)
• «Кто как радуется?»
• «Что нам делать с этим чувством?»
• «Зеркало» (показ перед зеркалом своих эмоций).
• «Волшебный мешочек» (оставить в мешочке все плохие слова).
• «Коврик злости»
• «Возьми себя в руки» (при неприятной ситуации обхвати ладонями локти
и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека).
• «Фигуры эмоций», «Поставь балл эмоции», «Угадай эмоцию».
• «Связующая нить».
7. Релаксационные упражнения: Солнечный зайчик, Воздушный шарик,
Самолёт, Тропический остров, Спаси птенца.
8. Использование ритуалов:
• приветствия – радость от встречи, желание играть со всеми, пожелания
радостного настроения, здороваемся с солнышком и небом, со всеми детьми;
• прощания – пожелания друг другу, прощание с добрыми словами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий