Лексические темы



Уважаемые педагоги и родители!  
Вашему вниманию материалы по расширению словаря и  развитию у детей лексико-грамматических категорий речи. 






ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, тюльпан, колокольчик, ландыш, бутон, лепесток, стебель, листья, природа.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий.
ГЛАГОЛЫ: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться. 
Родителям рекомендуется:
1. Побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились. 
2. Объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребенку запомнить слово "первоцветы".
3. Рассмотреть цветок (любой) и помочь ребенку запомнить его строение: корень, стебель, лист, цветок. 
4. Обратите внимание на цвет и запах цветов. 
5. Учите ребенка узнавать первоцветы на картинке и в природе. 
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. 
Один одуванчик, 2 ..., 3 ..., ...
Один ландыш, 2 ..., 3 ..., ...
Одна мать-и-мачеха, 2 ..., 3 ..., ... 
7. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными. 
Одуванчик (какой?) ...
Мать-и-мачеха (какая?) ...
Ландыш (какой?) ... 
8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже 
множественного числа. 
Один ландыш - много ...
Один одуванчик - много ...
Одна мать-и-мачеха - много ...
9. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков. 
Наши алые цветы распускают лепестки,
(Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Помахать руками перед собой)
Наши первые цветки закрывают лепестки,
(Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают.
(Плавно опустить их на стол) 
10. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение. 
Мать-и-мачеха.
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки 
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках - 
Круглые комочки.
(Н. Нищева)

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ ПО ПЛАНУ:

Название. 
Строение. 
Где растет. 
Способы ухода. 
Для чего нужны цветы.

ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
Словарь.
Предметный: футболка, юбка, штаны, кофта, брюки, носки, рубашка, платье, сапоги, туфли, чешки, ботинки, босоножки, кроссовки, тапочки, кеды.
Глагольный: надеть (на себя), снять, застегнуть, завязать, пости­рать, погладить, беречь, расстегнуть, сшить, завязать, промочить, мыть, чистить.
Признаков: красивая, новая, старая, чистая, грязная, теплая, лег­кая, нарядная, верхняя.
Лексико-грамматические игры.
Один много
Шапка — шапки — много (чего?) шапок.
Кофта — кофты — много кофт.
Юбка — юбки — много юбок.
Футболка — футболки — много футболок.
Брюки — много брюк.
Штаны — много штанов.
Шуба — шубы — много шуб.
Шорты — много шорт.
Один — много
Сапог — сапоги — много сапог.
Туфля — туфли — много туфель.
Чешки — много чешек.
Ботинок — ботинки — много ботинок.
Босоножек — босоножки — много босоножек.
Кроссовок — кроссовки — много кроссовок.
Тапок — тапки — много тапок.
Это — мой, моя, мои.
Ботинок, обувь, туфли, чешки, босоножки — это мой ботинок и т.д.
Четвертый -лишний (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)
Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны
Валенки, лыжи, сапоги, ботинки
Куртка, майка, туфли, юбка.
Кроссовки, носки, чешки, босоножки.
Шляпа, шапка, кепка, шарф.

Подбери словечко 

Платье – какое? – новое, нарядное, летнее … 
Шуба – какая? — меховая, зимняя, тёплая … 
Блуза – какая? – шёлковая, разноцветная, лёгкая … 
Куртка – какая? – осенняя, удобная, лёгкая … 
Свитер – какой? – тёплый, вязаный, шерстяной … 
Кеды – какие? – спортивные, модные, мягкие … 
Сапоги – какие? – меховые, кожаные, удобные …

Скажи, какой? 
Из шёлка – шёлковая 
Из меха – меховая 
Из шерсти – шерстяная 
Из пуха – пуховая 
Из резины – резиновые 
Из кожи – кожаные 
Для сменки – сменная 
Для дома – домашняя


Пальчиковая гимнастика
Посчитаем в первый раз,                             Попеременно хлопают ладоня-
Сколько обуви у нас.                                  ми и ударяют кулачками по
столу.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки.
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.                                                                                                              
На каждое название обуви за­гибают по одному пальчику, на­чиная с большого.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Поиграйте в игры на развитие лексики и грамматики.
 1. «Какие?» (подбор прилагательных к слову ЖИВОТНЫЕ»)
Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т.д.
2. «Кто кем был?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творит, падеж)
Медведь был ...(медвежонком).
(белка, еж, волк, лиса, лось, барсук, мышь, крот,
бобер, кабан, заяц)
3. «Чья семья?» (усвоение притяжательных прилагательных):
Волк, волчица и волчонок - это волчья семья.
Заяц, зайчиха и зайчонок - ...
Лис, лисица и лисенок - ...
Медведица, медведь и медвежонок - ...
Лось, лосиха и лосенок - ...
Кабан, кабаниха и кабаненок - ...
Бобер, бобриха и бобренок - ...
Еж, ежиха и ежонок - ...
4. «Чей детеныш?» (употребление притяжательных прилагательных):
Лисенок - это лисий детеныш
Волчонок - ... Лосенок - ..
Бельчонок -... Барсучонок - ...
Зайчонок -... Бобренок - ...
Мышонок -... Медвежонок - ... Ежонок -...
5. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна лиса, две лисы, пять лис.
(белка, еж, волк, лось, барсук, мышь, крот, бобер, кабан, заяц)
Словарь
Предметный: медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, лось, олень, шкура, рога, иголки, хвост, лапы.
Глагольный: жить, догонять, прыгать, лазать, скакать, ловить, охо­титься, спасаться.
Признаков: сильный, слабый, опасный, косолапый, трусливый, колючий, быстрый, хитрая, ловкая.

Лексическая тема "Насекомые. Подготовка насекомых к зиме"
Словарь                                                                                                                                                                  Предметный: бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, ко­мар, кузнечик, паук, лапки, крылья, усики, туловище, божья ко­ровка.
Глагольный: лаять, ползать, прыгать, зарываться, есть, пить, опы­лять (цветы), уничтожать, таскать, откладывать (яйца).
Признаков: полезные, вредные, красивые, мелкие, круглые, крас­ный, черный, зеленый.
Речевые игры.
Один — много
Бабочка — бабочки — много бабочек.  Крыло — крылья — много крыльев.                                 
Муха — мухи — много мух. Комар — комары — много комаров.                                             
Ус — усы — много усов. Пчела — пчелы - много пчел.                                
Лапа - лапы - много лап. Жук - жуки - много жуков.
Скажи ласково
Паук — паучок.                             
Крылья - крылышки.                           
Муха — мушка.                             
Комар - комарик. 
Жук - жучок. 
Усы — усики. 
Пчела — пчелка. 
Лапа — лапка.
Сосчитай до пяти слова. 
Комар, пчела, муха, кузнечик, лапа, крылья - один комар, два комара и т.д.
Это — мой, моя, мои. 
Кузнечик, муха, комар, пчела, паук, бабочки - это мой кузнечик и т.д.
Скажи,  какая? (какой?)
Бабочка (какая?) - красивая, легкая, разноцветная.
Жук (какой?) - золотистый, майский.
       Комар (какой?) - маленький, надоедливый, малярийный.
Кто как передвигается?
Клоп  ползает, а кузнечик... (прыгает). 
Бабочка летает, а  сороконожка…(ползает).      
Муравей ползает, а бабочка…(порхает).    
Сороконожка ползает, а стрекоза... (летает).  
Комар летает, а таракан… (ползает).                       
 Бабочка порхает, а муха… (летает).
Шмель летает, а муравей…(ползает).          
Кузнечик прыгает, а оса... (летает).
Божья коровка летает, а клоп... (ползает).   
Таракан ползает, а сверчок... (прыгает). 
Пальчиковая гимнастика.
«ПЧЕЛА»
Прилетела к нам вчера                            (Машут ладошками.)
Полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелек                        (На каждое название насекомого заги-
И веселый мотылек,                                 бают один пальчик.)
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.                               (Делают   кружочки   из   пальчиков   и
подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали,                           (Машут ладошками.)
От усталости упали.                                (Роняют ладони на стол.)

Лексическая тема "Лес. Ягоды. Грибы"

ЯГОДЫ
Словарь
Предметный: клубника, малина, черника, земляника, ежевика, смородина, лес, сад, куст, болото, дерево, слива.
Глагольный: созревать, расти, собирать, варить, кушать, рвать, па­дать, вянуть.
Признаков: маленькая, круглая, сладкая, кислая, красная, темно-синяя, съедобная, лечебная.


Один — много
Малина — много малины. Черника — много черники. Клубника — много клубники. Вишня — много вишни. Клюква — много клюквы. Куст — много кустов. Смородина — много смородины. Земляника — много земляники.
Скажи ласково
Ягода — ягодка. Клубника — клубничка. Смородина — смородинка. Малина — малинка. Вишня — вишенка. Земляника — земляничка. Слива — сливка.
Сосчитай до пяти слова
Ягода, малина, клубника, куст — одна ягода, две ягоды и т.д.
Повтори и запомни
Мама купила (что?) клубнику. В тарелке не осталось (чего?) клубники. Таня села (на что?) на клубнику. Она выпачкалась (чем?) клубникой.
Пальчиковая гимнастика
За ягодами.
Раз, два, три, четыре, пять          Пальчики обеих рук здороваются,
В лес идем мы погулять.              начиная с больших
За черникой,                                    Загибают пальчики, начиная с большого.
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
ГРИБЫ
Словарь
Предметный: лес, окраска, листья, лукошко (корзинка); ножка, шляпка (шапочка), грибница (части гриба).
Глагольный (слова-действия): расти, прятаться, собирать, срезать, жарить, варить, кушать.
Признаков: съедобный, большой, маленький, красивый, не­удобный, вредный, плетеная.
Один — много
Гриб — (в лесу растут что?) грибы — (много чего?) грибов.
Ножка — ножки — ножек.
Шапочка — шапочки — шапочек.
Трава — травы — трав.
Боровик — боровики — боровиков.
Лисичка — лисички — лисичек.
Мухомор — мухоморы — мухоморов.
Скажи ласково
Гриб — грибок. Шапка — шапочка. Мухомор — мухоморчик. Боровик — боровичок. Корзина — корзиночка. Трава — травка.
Это — мой, моя, мое, мои.
Лукошко, гриб, лес, дом, корзинка — это мое лукошко и т.д.
Сосчитай до пяти слова.
Гриб, ножка, мухомор — один гриб, два гриба, три гриба и т.д.
Большой — маленький.
Дерево большое, а гриб (какой?) маленький.
Лукошко большое, а мухомор (какой?) маленький. Человек большой, а насекомое (какое?) маленькое.
Повтори за взрослым, сопровождая слова движениями. 
Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали да смотрели —
Все пенечки оглядели.
Боровик.
По дорожке шли —
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

Лексическая тема "Осень"
Автор: Арефьева Л.Н.   
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
—    названия осенних месяцев;—    основные приметы осени;—    что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;—    что делают осенью животные и птицы;—    чем занимаются люди;—    какие подарки людям принесла осень;—    почему об осени говорят «золотая».Расширение словарного запаса детей:названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.
Дождь — дождик, дождичек,  солнце — солнышко,
лужа — лужица,  дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка,  лес — лесок,
сад — садик,  птица — птичка.
Месяц — месяцев,    дерево — деревьев,
дождь — дождей,    фрукт — фруктов,
лужа — луж,    овощ — овощей,
урожай — урожаев,    листья — листьев,
сад — садов,    птица — птиц,
огород — огородов,    слякоть — слякоти,
зонт — зонтов,    лес — лесов.
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....
1)    когда наступает осень;
2)    осенние месяцы;
3)    приметы осени в природе;
4)    красота золотой осени;
5)    что делают птицы и животные осенью;
6)    труд человека в осенний период;
7)    осенняя одежда.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкатель¬ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по об¬разцу) (детям от 5 лет)
Лексический строй речи
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:

ЛЕТО
СЛОВАРЬ
Существительные:  лето, июнь, июль, август, дождь, жара, солнце, трава, деревья, отдых, отпуск, каникулы, время, радость, веселье, купание, поездка, курорт, санаторий, путевка, лагерь, цветы, грибы, ягоды, забавы, речка, море, удочка, поход, бабочки, пчелы.
Прилагательные: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.
Глаголы: отдыхают, загорают, плескаться, печет, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.
 ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
1. «Один – много»
Ягода – ягоды – ягод
Дуб – дубы – дубов и т.д.
2. «Сосчитай»
3. «Назови ласково»: солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравей, муравейник и т.д. 
4. «Что с чем рядом?»
Ромашка, мухомор, муравей, береза, яблоко.
5.     «Составь предложение»
Вырос, поляне, на, василек.
Купаются, реке, дети, в.
На, села, бабочка, цветок.
6.   «Цветы»
Садовые – роза, гвоздика, тюльпан
Полевые – ромашка, одуванчик, василек.
Лесные – фиалка, ландыш, колокольчик.
7.   «Подбери слово-действие»
Солнце ….  ярко.
Лес … красивый.
Река … быстро.
Ягоды … в лесу.
Цветы … на лугу.
Стрекоза … над водой.
Муравейник … муравьи.
Птицы … весело.
8.   «Подбери слова»
Большое – солнце, море…
Большой – муравей…
Большие – облака…
Большая – поляна…
9.  «Закончи предложение»
Муха разносит…(болезни)
Пчела собирает…(мед)
Комар кусает…(человека)
Бабочка летает…(над цветком)
Жук грызет…(кору)
Божья коровка поедает…(тлю)
10.  «Подбери слово – признак»
ЛЕТО – какое? жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.
СОЛНЦЕ – ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.
11. «Что делают летом?»
12.  «Что будешь делать летом?»
13.  «Составь предложение»
Работа с предлогами:
Картинки: дерево, цветок, куст, дом, гриб, птичка, ветка, гнездо, бабочка, ромашка, стрекоза, пчела.
Над цветком порхает бабочка.
Между деревьями растет куст.
Из-за дерева выглядывает мальчик и т.д
14.«Что около?»
Составление предложений с предлогом ОКОЛО.
Около муравья ромашка и дерево.
Около самоката лодка и речка. И т.д.
15. Составление предложений о «дружбе» по двум опорным картинкам:
Лето «дружит» с ромашкой, а со снеговиком «не дружит».
Лето «дружит» с самокатом, а с санками «не дружит».
Лето «дружит» с цветами, а со снегом «не дружит».
Лето «дружит» с грибами, а с листопадом «не дружит».
Лето «дружит» с радугой, а с лыжами «не дружит».
Лето «дружит» с солнышком, а со снегопадом «не дружит».
Лето «дружит» с насекомыми, а с ледоходом «не дружит».
Лето «дружит» с роликами, а с коньками «не дружит».
Лето «дружит» с грозой, а с сосульками  «не дружит».
Лето «дружит» с шортиками, а с шубой «не дружит».
16. Развитие связной речи: составление рассказов по серии картин «Лето».
17.  «Бывает – не бывает»
Летом дети катаются на санках.
Зимой дети лепят снежную бабу.
Осенью люди убирают урожай.
Зимой на деревьях распускаются почки.
Весной дети играют в снежки.
Летом дети загорают и купаются.
Летом дети катаются на лыжах.
18. «Ответь на вопрос КАК?»
Утром светло, а днем еще…(светлее)
Вечером темно, а ночью еще… .
Осенью холодно, а зимой еще… .
Весной солнце светит ярко, а летом еще… .
Весной птицы поют звонко, а летом еще… .

НАСЕКОМЫЕ
Словарь
Предметный: бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, ко­мар, кузнечик, паук, лапки, крылья, усики, туловище, божья ко­ровка.
Глагольный: лаять, ползать, прыгать, зарываться, есть, пить, опы­лять (цветы), уничтожать, таскать, откладывать (яйца).
Признаков: полезные, вредные, красивые, мелкие, круглые, крас­ный, черный, зеленый.
Сосчитай до пяти слова. Комар, пчела, муха, кузнечик, лапа, крылья - один комар, два комара и т.д.
Это — мой, моя, мои.  Кузнечик, муха, комар, пчела, паук, бабочки -  это мой кузнечик и т.д. 
Скажи,  какая? (какой?) Бабочка (какая?) - красивая, легкая, разноцветная.
Жук (какой?) - золотистый, майский.
Комар (какой?) - маленький, надоедливый, малярийный.
«Четвертый лишний» (назови лишний предмет,объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Тля, моль, пчела, гусеница.
«Насекомые - великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)
Не паук, а ... паучище
(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)
«Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
У паука паутина - ....
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Словарь
Предметный: собака, кошка, лошадь, коза, корова, свинья, кро­лик, овца, осел.
Глагольный: доить, ухаживать, кормить, мыть, пасти, рыть, жевать, бодать, лаять, мяукать, сторожить.
Признаков: сторожевая, злая, рогатая, быстрая, домашняя, ласко­вая, большая, маленькая.
Лексика
Один — много
Собака — собаки — много собак.
Кошка — кошки — много кошек.
Лошадь — лошади — много лошадей.
Кот — коты — много котов.
Коза — козы — много коз.
Козленок — козлята — много козлят.
Корова -  коровы -  много коров.
Свинья — свиньи — много свиней.
Овца — овцы — много овец.
Кролик -  кролики -  много кроликов.
Скажи ласково
Кот — котик. Кошка —кошечка.  
Пес — песик. Собака —собачка. 
Корова - коровка.
Теленок - теленочек.                                             Коза — козочка.  
Козленок — козленочек.
Словарная работа
Сторожить -  не пускать в дом незнакомых, охранять.
Бодать -  ударять рогами.
Сторожевая собака -  собака, которая охраняет дом.
У кого кто?
У собаки — щенок — щенята, щенки; папа — пес.
У кошки — котенок — котята; папа — кот.
У лошади — жеребенок — жеребята; папа — конь.
У свиньи — поросенок — поросята; папа — боров.                                                    
У козы — козленок — козлята; папа — козел.                                                              
У коровы — теленок — телята; папа — бык.                                                                    
У овцы — ягненок — ягнята; папа — баран.                                                                
У ослицы — осленок — ослята; папа — осел.

КОСМОС

Дети должны знать.

Существительные: земля, луна, месяц, солнце, космос, планета, звезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка.Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.
Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать.
Называть противоположные по смыслу слова.
Далеко – близко. Высоко – низко. 
Улететь - … 
Темно - …
Подбирать признаки.
Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный… 
Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая… 
Солнце - … 
Космос - …
Составлять предложения по опорным словам.
Ракета, космос, лететь, в. 
Луна, это, земля, спутник. 
Луна, земля, меньше. 
Луна, вращаться, земля, вокруг.
Определять, что лишнее и почему.
Солнце, луна, лампа. 
Звезда, планета, ракета. 

Прилуниться, приземлиться, припоздниться.

Объяснять значение слов.
Взлёт, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, созвездие, луноход, космонавт, спутник, невесомость.

Вместе с ребенком родителям рекомендуется.
  • Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник.
  • Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
  • Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.
  • Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.
  • Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.
  • Почитайте о космосе рассказы, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки.
Маленькие сверкающие точки. 
Их видно только ночью. 
Живут они на небе. 
(Звезды.)
Большое, теплое, круглое, 
Ходит – бродит по небу. 
(Солнце.)
Желтый, похож на кусочек сыра, 
Висит на небе. 
(Месяц.)                                     

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети   (6—7 лет) должны знать:
—    названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц;
—    понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);
—    куда улетают птицы, почему;
—    части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);
—    голоса, повадки птиц, их жилье.
Расширение словарного запаса детей:
названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперение, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;
признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;
действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—7 лет)
Грач — грачонок — грачата,                                            
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,                                       
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,                                 
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,                                
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — ... , стая уток — ... ,    ... грачей — ... ,       ... соловьев — ... .
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
Грач — грачи — грачей,         
птица — птицы — птиц, 
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,        
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов. 
Лексический строй речи
Материал для запоминания «Расскажи о птице»
Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.
Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.
Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).
Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко-желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.
Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.
Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, корешками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.
Жаворонок — маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами.
Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем падать вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет.
Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Ласточка — щебечет,
грач — кричит «гра»,
соловей — заливается, свистит, щелкает,
кукушка — кукует,
журавль — курлычет,
жаворонок — звенит.
Классификация понятий «Четвертый лишний»
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, грач (грач).
Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).
Автор: Арефьева Л.Н.   


Мамин праздник.
 СЛОВАРЬ.
Существительные:
Подарок,  цветы,  мама,  бабушка,  прабабушка,  дочь,   внучка, сестра,   тётя.
Глаголы:
Заботиться,  любить,  уважать,  стараться,  помогать,  готовить,  убирать,  стирать,  гладить,  накрывать  (на  стол),  мыть,  работать,  протирать,  вытирать,  ухаживать,  растить.
Прилагательные:
Родная,  любимая, заботливая,  взрослая,  маленькая,  ласковая,  добрая,  трудолюбивая,  строгая,  вежливая,  послушная
Родителям рекомендуется:
1. Побеседовать с ребенком о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.
2. Рассказать историю зарождения традиции праздновать 8-е марта. Помочь запомнить информацию.
3. Научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.
4. Упражнение "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова.Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.Бабушка - ...Тетя - ...Сестра - ...5. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.Бабушка (какая?) - ...Сестра (какая?) - ...Тетя (какая?) - ...6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек, ...Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестер, ...Одна тетя, две тети, три тети, ...
7. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.Бабушка старенькая, а мама - ...Мама высокая, а ты - ...
8. Упражнение "Помощник" на умение изменять глаголы по временам.Я мою сегодня пол - завтра я пол ... (вымою) - вчера я пол ... (вымыл).Я стираю сейчас белье - завтра я белье ... - вчера я бельё ...


ВЕСНА
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый.
ГЛАГОЛЫ: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ДЕЙСТВИЯМ:
Пришла – весна
Плывут - …
Дует - …
Бегут - …
ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ К ПРЕДМЕТАМ:
Солнце – греет, светит…
Облака - …
Снег - …
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ И НАОБОРОТ:
Земля – черная, холодная, мерзлая…
Солнце - …
Птицы - …
Чистый, быстрый, звонкий – ручей
Яркое, лучистое, теплое - …
ПОДБИРАТЬ СРАВНЕНИЯ:
Синий лед похож на (стекло…)
Густой туман - …
Пушистые облака - …
Сосулька - …
СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ "ПОТОМУ ЧТО":
Почему снег тает? Снег тает, потому что…
Почему бегут ручьи?…
Уважаемые родители! 
Предложите ребёнку ответить на вопросы:
Какое время года мы провожаем? (Мы провожаем зиму.)
Какое время года начинается? (Начинается весна.) 
Познакомьте ребёнка с приметами ранней весны:
весной природа просыпается;
солнышко ярко светит и начинает пригревать;
тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
на крышах появились сосульки;
дни становятся длиннее, а ночи короче;
на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
появилась первая травка;
расцвели подснежники;
весело зачирикали воробьи,
скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран;
проснулись насекомые;
поднялись после зимней спячки дикие животные;
люди сняли тёплую зимнюю одежду.  
Игра «Найди ошибки»
Цели:  развивать слуховое внимание,  обогащать словарный запас по теме.
Ход игры. Предлагаем детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы).
Сначала читаем весь текст целиком. Спрашиваем, какие ошибки заметили дети. Затем читаем по   одному предложению,   даём   ребятам   возможность   найти остальные ошибки. Просим, исправляя предложение, повторять его верно целиком.
 Вот  и  наступила   весна.  Весело журчат  ручьи,   с   крыш капают  сосульки   —   начался   листопад   (капель).   День становится всё  короче  (длиннее),  а  ночи  длиннее  (короче). Возвращаются   зимующие   (перелётные)   птицы.   Люди   уже позаботились   о  грачах  (скворцах)  —  сколотили   скворечники. Просыпаются   от   зимнего   сна  насекомые:   мухи,  бабушки (бабочки),  пчёлы.  Вот-вот  зацветут  первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).
Диалог
Цель: развивать общие речевые навыки.
— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.
— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.
— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!
— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.
Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!
  
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА
Дидактические игры и упражнения.
Грамматический строй речи
Образование множественного числа существительных в именительном  падеже «Один — много».
  • Танкист — танкисты, 
  • летчик — летчики,  
  • моряк — моряки,
  • солдат — солдаты,
  • воин — воины,
  • герой — герои,
  • ракета — ракеты,
  • шашка — шашки,
  • пилотка — пилотки,
  • лодка — лодки,
  • пехотинец — пехотинцы,
  • десантник — десантники,
  • пограничник — пограничники.
Образование множественного числа существительных в родительном  падеже 
Игра «Кого в армии много?»
  • Один пограничник, а в армии много (кого?)  - в армии много пограничников
  • словарь: танкистов, летчиков,  моряков,  много солдат, воинов, героев, ракет, шашек, пилоток, лодок, пехотинцев, десантников.
Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 5 лет)
  • Один солдат — два солдата — пять солдат,
  • один матрос — два матроса — пять матросов,
  • один пехотинец — два пехотинца — пять пехотинцев,
  • один летчик — два летчика — пять летчиков,
  • один парашютист — два парашютиста — пять парашютистов,
  • одна пушка — две пушки — пять пушек,
  • один пистолет — два пистолета — пять пистолетов,
  • одно ружье — два ружья — пять ружей.
Лексический строй речи
Образование существительного, обозначающего профессию «Назови по образцу» (детям 6—8 лет)
  • Артиллерия — артиллерист,
  • вертолет — вертолетчик,
  • кавалерия — ... ,
  • пехота — ... ,
  • разведка — ... ,
  • танк — ... ,
  • пулемет — ... ,
  • десант — ... ,
  • граница — ... ,
  • море — ... ,
  • парашют — ... ,
  • ракета — ... ,
  • космос — ....
Игра «Назови солдата».
  • Если солдат охраняет границу, он кто? - Пограничник
  • плавает на корабле - моряк           
  • ездит на танке - танкист
  • плавает на подводной лодке - подводник                        
  • проводит связь - связист
  • летает на самолёте — лётчик    
  • служит в артиллерии - артиллерист
  • летает на вертолёте — вертолётчик   
  • стреляет из автомата - автоматчик
  • прыгает с парашютом — парашютист 
  • стреляет из пулемёта — пулемётчик
Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?» (детям от 6 лет)
  • Зенитчик  - стреляет из зенитки.
  • танкист — ездит на танке          
  • лётчик — летает на самолёте
  • пулемётчик — стреляет из пулемёта     
  •  разведчик — ходит в разведку
  • миномётчик — стреляет из миномёта  
  • вертолётчик — летает на вертолёте
  • пограничник — охраняет границу                        
  •  моряк — плавает на корабле
  • подводник — плавает на подводной лодке                     
  •  ракетчик — запускает ракеты
  • артиллерист — стреляет из пушки        
  • связист — обеспечивает связь
  • автоматчик — стреляет из автомата  
  • десантник — прыгает с парашютом
Игра «Скажи иначе»: (учить ребёнка подбирать синонимы)
  • Солдат храбрый, а как сказать по-другому? - смелый, бесстрашный.
  • Наша страна большая, а как сказать по-другому? -Огромная, необъятная...
  • Наша армия...
Построение монолога «Чем похожи и чем отличаются?»
  • Самолет и вертолет;  
  •  катер и подводная лодка.
 ИНСТРУМЕНТЫ

Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли,
наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.
Глаголы:
забивать,   рубить,   пилить,   чинить,   строить,   собирать, разбирать,   вскапывать,   откручивать,   закручивать,   шить,
резать, копать, сгребать.
Прилагательные:
кожаный,   металлический,   кирпичный,   стеклянный, острый, тяжёлый.
Игра «Субботник»
Цели:  обогащать   предикативный   словарь,   развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Читается   детям   текст,   дети договаривают пропущенные глаголы.
Сегодня   в   нашем  саду   субботник.   Все   папы   и  мамы вышли работать на участок.  Митин папа взял пилу.  Он  ...ветки.  Машина  мама принесла   кисточку  и  краску.  Она   ... забор. Сашиному папе выдали косу. Он ... траву. Родители Димы   пришли   с   лопатами.   Они   ...   землю   и   высевают семена.  А мы с папой принесли молоток.  Мы  ...  гвозди — ремонтируем скамейку.  Все поработали дружно,  и теперь на участке чисто и красиво.
Игра «Стихинебылицы»
Цели:  развивать   слуховое   внимание,   логическое мышление,   активизировать   словарный   запас   по   теме «Инструменты».
Предлагается   детям   прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.
Кистью гвозди забивают,
Подметают молотком,
Землю ножиком копают,
Ну а пилят топором.
                                                                       С. Чешева
Загадки
Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому   высказыванию   (толкование   загадки), расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».
Загадывается   загадка,   а   дети   должны   отгадать,   о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.
Зубастые, а не кусаются. (Грабли)
Сам худ, а голова с пуд.
(Молоток)
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
(Метла)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)
Кланяется, кланяется,
Придёт домой —
растянется.
(Топор)
Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)
Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает.
(Пила)
 Текст для пересказа
На верстаке лежит  дубовая доска.  Она вся в трещинах. Цвет у неё как у гнилого сена. Но Алёша видит не только это.Он   видит,   что   в   доске   скрыт   столик   на   острых   точёных ножках. Началась работа. Инструменты в порядке. Алёша первый раз  в  жизни   строгал брусок.  Рубанок   полз   тяжело.  Дерево сопротивлялось.  Но как приятно чувствовать,  как рождается новая вещь.
                                                                                                                       По Э. Шиму
Вопросы:
Какая доска лежала на верстаке? Опишите её.
Что увидел в доске Алёша?
Как началась работа?
Почему Алёше было приятно?
ПРОФЕССИИ

Расширение словарного запаса детей:
Существительные: врач, строитель, учитель, фотограф, повар, парикмахер, полицейский, портной, сапожник, пекарь, писатель, водитель, библиотекарь, продавец, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, архитектор, доярка, педиатр, гончар, стеклодув, садовник;
Глаголы: лечит, учит, воспитывает, готовит, фотографирует, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, тушит, варит, пишет, сочиняет, продает, водит, возит, выдает, принимает, считает, ухаживает, кладет, выращивает, устанавливает, поднимает, управляет, красит;
Прилагательные: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный.
Наречия: легко, тяжело, добросовестно, умело.
Грамматический строй речи 
 «Один — много»

Учитель — учителя — учителей,
врач — врачи — врачей,
продавец — продавцы — продавцов,
пекарь — пекари — пекарей,
фотограф — фотографы — фотографов,
портной — портные — портных,
доярка — доярки — доярок,
почтальон — почтальоны — почтальонов.
«Назови по образцу»
Он художник, а она — художница;
он учитель, а она — ... ;
он писатель, а она — ... ;
он проводник, а она — ... ;
он певец, а она — ... ;
он переводчик, а она — ... .
Лексический строй речи.
«Кому что надо для работы?»
Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;
врачу — лекарство, белый халат, градусник;
художнику — ... ;
учителю —: ... ;
портному — ... ;
маляру — ... ;
рыболову — ... ;
продавцу — ... ;
садовнику — ... ;
плотнику — ... ;
трактористу — ....
Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию»
Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на кране? (Крановщик.)
Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
Кто точит ножи? (Точильщик,)
Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
Кто красит стены? (Маляр.)
Кто ухаживает за птицами? (Птичница).
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто играет на рояле? (Пианист.)
Поиск фактических ошибок «Путаница»
Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парик­махер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.
Поиск соответствующего понятия «Что это, угадай?»
Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда  и кому посылают письмо. (Адрес.)

 ТРАНСПОРТ
Дети должны знать.
Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, метро, эскалатор, касса, туннель.
Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).
Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь), отдать-убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.
Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.
Задание 1.
Рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.
Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.
Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.
Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.
Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.
Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт. 
Задание 2.
Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»
Задание 3. 
Дидактические игры
Подобрать действия к предметам
Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) – …
«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)
Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).
«Кто чем управляет?»
Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).
«Четвертый лишний» (развитие логического мышления).
Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?
Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).
  • Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
  • Пароход, лодка, самолет, парусник.
  • Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
  • Самолет, вертолет, ракета, велосипед.
«Что общего?»
У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …
Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)
Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д.. 
Задание 4. Отгадать загадки о транспорте
  • Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)
  • Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
  • Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город. (Метро)

ЗАДАНИЯ В КАРТИНКАХ











МЕБЕЛЬ


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.
ДЕЙСТВИЯ: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.
ПРИЗНАКИ: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
 Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…
 Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
 Комната (какая?) – большая, светлая, уютная, детская, солнечная, прямоугольная…
 Диван (какой?)…
 Зеркало (какое?)…
 Kухня (какая?)…
СОГЛАСОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ:
 Одно кресло, два кресла, пять кресел.
 Одна кровать, две кровати, пять кроватей.
 Один стул, два стула, пять стульев.
 Одно зеркало, два зеркала, пять зеркал.
 ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО:
 Это трюмо, нет трюмо, взять с трюмо, поставить на трюмо.
 Это стол, нет стола, поставить на стол.
 Это кресло, нет кресла, сесть в кресло.
Предложите ребенку ответить на вопросы:
 Где хранят одежду? - Одежду хранят в шкафу.
 Где люди обедают? - ... .
 На чем ты сидишь? - ... .
 На чем спит бабушка? - ... .
 Где отдыхает дедушка? - ... .
 Поиграйте с ребёнком в игру с мячом "Без чего?" для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например:
 Если у стола нет ножки ... - Стол без ножки.
 Если у кровати нет спинки ... - кровать без спинки.
 Если у стула нет сиденья ... - стул без сиденья.
 Если у шкафа нет дверцы ... - шкаф без дверцы.
 Если у буфета нет полки ... - буфет без полки.

ЗИМА. 
Дети должны знать.
Существительные: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль. Прилагательные: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.
Глаголы: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.
Дети должны уметь. 
Подбирать признаки.
Снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный…
Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная…
Мороз…, лед…, метель…, снежинка…
Знать зимние месяцы.
Декабрь, январь, февраль.
Декабрь за ноябрем и перед январем.
Январь - …
Февраль - …
Заканчивать предложения.
Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…).
Зима приносит…(снегопады, морозы…).
Вода замерзла на…(реках, озерах…).
Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).
Подбирать существительные.
Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .
Называть ласково.
Зима – зимушка, мороз – морозец, снег – снежок, лед – ледок, сугроб – сугробик, метель – метелица…
Составлять рассказы по плану.
Как ты заметил наступление зимы?
Назови её первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Повадки зверей и птиц.
Зимние забавы и развлечения.
Вместе с детьми.
Поиграйте в игру «хорошо – плохо».
Ёлка.
Хорошо.
  1. Приносит пользу, выделяя кислород.
  2. Из её иголок делают лекарства, экстракты для ванн, удобрение.
  3. При сгорании выделяет тепло.
  4. Хорошо пахнет хвоей.
  5. Украшает улицы, парки, квартиры в Новый год.
Плохо.
  1. Колючая, обдирает руки.
  2. Очень долго растет.
  3. На ней не растут яблоки.
  4. Из нее нельзя делать мебель.
  5. Хвойные деревья выделяют смолу.

Загадайте ребенку загадки.

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и расстаяла.
На моей ладошке.
(снежинка) Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки.
(зима)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(лед)
Что растет вниз головой?
(сосулька)
«Выпал беленький снежок» 
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?»
"Сделай снеговика" 
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

Беседуем с детьми: "Времена года. Первый месяц зимы - декабрь"
 Жмите сюда.


Последний месяц осени (беседуем с детьми)
 Ноябрь - последний месяц осени. Листья с деревьев облетели, травы пожухли, цветы завяли. Пышный пестрый ковер из листьев укрывает землю. Небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные, моросящие и долгие дожди со снегом. Появляется лед на лужах, промерзает земля, ночи холодные и уже мороз. Это пора в самом конце осени называется предзимьем. Тихо и пустынно в лесу, не слышно птичьих голосов, попрятались в норы и дупла лесные жители. Медведь перед снегопадом прячется в берлогу.Всю долгую зиму косолапый будет спать. Ежи, барсуки и полевые мыши попрятались в норы.
Пословицы и поговорки:
Ноябрь - ворота зимы.
В ноябре осень с зимой воюют.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий