Скоро в школу


Уважаемые взрослые!
Здесь Вы найдёте содержательный материал по подготовке детей к школе.






Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться.
Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.
В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса.
У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.
Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.
Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного oбщего рaзвития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обученияотношение к нему как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Физическая готовность к школьному обучению.
Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения.
Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук.
Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с новыми учебными нагрузками.  В понятие  эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.
Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной активности, познавательных интересов.
Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению.
Однако, по наблюдениям учителей начальных классов дети, идущие в школу, не обладают всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т. е. не готовы к школе. Поэтому проблема состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к обучению. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей.
Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада.

СОБЕСЕДОВАНИЕ К ШКОЛЕ.
Степень психосоциальной зрелости (кругозор) — тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. 
Ребенок должен ответить на следующие вопросы: 
1. Назови свои фамилию, имя, отчество. 
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей? 
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем? 
8. Что бывает раньше – обед или ужин? 
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 
10. Кем работает твой папа, твоя мама? 
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш) 
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 
14. Почему снег бывает зимой, а не летом? 
15. Что делает почтальон, врач, учитель? 
16. Зачем в школе нужна парта, звонок? 
17. Ты хочешь пойти в школу?

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обучая ребёнка и развивая фонематический слух, следует помнить:
  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение - это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук - это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке шесть гласных звуков[а] [у] [о] [и] [э] [ы].
  • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
  • Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
  • Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
  • Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа],«ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
  • Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
  • Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
  • Всегда твердые согласные[ж] [ш] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
  • Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

 Тест для родителей — Готов ли ваш ребёнок к письму?
Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной.
Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

 

Тест для родителей: 

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Когда специалисты говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты. Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Жмите на ссылку:   Тест


Тест для родителей — Тревожный ли ваш ребенок?

Когда человек боится чего-то конкретного – это страх. Если же страхов очень много, и ребёнок боится буквально всего, то речь уже идёт именно о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.  ТЕСТ

 

Готовим ребенка к школе — советы логопеда родителям

Скоро ваш ребенок выйдет из детского сада. Следующая ступенька в жизни ребенка – школа.
Как правильно подготовить будущего ученика к этому важному событию?
Прежде всего, нужно сформировать знания и речь, которыми он должен овладеть до того, как пойдет в первый класс. Значит, надо заниматься.
    Занятия должны быть регулярными. Лучше использовать время после отдыха. Постарайтесь настроить ребенка на занятие, т.е. вызвать желание заниматься.
    Обучение лучше всего проводить в игровой форме. По продолжительности заниматься можно 20-30 минут в день, если ребенок посещает детский сад, если не посещает, то можно два раза по 20 минут.
Некоторые занятия можно проводить во время прогулки. Но для формирования новых знаний, требующих внимания, необходима спокойная деловая обстановка, и отсутствие отвлекающих факторов.
   Обязательным условием является ситуация успеха. Ни в коем случае не говорите ребенку, что он плохо занимается и ничего не знает.
Наоборот, поощряйте маленькие успехи, и умело дозируйте свою помощь, подсказку. Используйте свою взрослую хитрость и помогайте так, чтобы ребенок не заметил, что ему помогли.
   Обязательно учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка. Например, для одних детей больше внимания надо уделять работе по развитию памяти, для других – внимания, для третьих – речи. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, старайтесь помочь ему в том, в чем он затрудняется.
Хочу назвать еще одно важное правило.
Не надо требовать от ребенка отвечать на вопросы, на которые он еще не знает ответов.
    Очень часто родители пользуются таким способом обучения: «А ну, скажи, какие ты знаешь, например, деревья?», или «Какое это дерево?». Ребенок не может ответить. Он знает, что есть деревья, а как они называются, не знает.
Дальше родители умудряются задать другие подсказывающие вопросы: «Мы с тобой видели это дерево, оно такое большое, крепкое, могучее. Ребенок пытается вспомнить, но …
Как же быть?
Научить. «Смотри, это дуб. Это дерево очень крепкое, большое, толстое. Ветки у него толстые, кривые. Называются кряжистые ветки. Смотри, какие у него листочки, только у дуба такие листочки. А плоды называются желуди. Их любят дикие свиньи, да мышки-грызуны. А теперь ты скажи, какое это дерево, и какое оно?» Конечно, ребенок ответит правильно.
А дальше используйте ситуацию и предложите поиграть:
«Один – много»:
Дуб – дубы – дубов. Ствол – стволы – стволов. Ветка – ветки – веток. Лист – листья – листьев.
«Большой – маленький»:
Дуб – дубок, лист – листик, ветка – веточка, и т.д.
- Какой, какая, какое, какие?
Дуб – толстый, крепкий, могучий, кряжистый, высокий, зеленый, и т.д.
- Что делает?
Стоит, шумит, скрипит, растет и т.д.
- Что из дуба можно сделать, если спилить?
Доски, дрова. А еще из зеленых веток вяжут веники для бани. Веник какой — дубовый. Какие будут дрова – дубовые дрова. Доска из дуба – дубовая доска.
   Сообщите ребенку, где растут дубы. Да, в лесу, но если в лесу только дубы, такой лес называется «дубрава». Если добавить игровой момент, предложив ребенку представить, что гуляет в таком лесу.
- Куда ты пойдешь гулять? (В дубраву)
- Где ты гуляешь? (В дубраве)
- Чем любуешься? (Дубравой) И т.д.
   Если вот так рассказать о дубе, у ребенка, конечно, останутся знания и новые слова. Да и мы, сами того не замечая, помогли своему ребенку развиваться в своем познавательном и речевом развитии.
   Используя игровую ситуацию, вы не только научили ребенка, как называется дерево, но и дали большую информацию, расширив кругозор, тем самым пополнили запас знаний и слов, обучили грамматическим формам, используя словообразование и словоизменение.
    Остались еще силы у вас и у ребенка?
Заучите стихотворение. Вспомните математику. Предложите посчитать: дубы, желуди, ветки, листья. Один лист, 2, 3, 4 — листа, 5 — листьев. Видите, как изменяются окончания слов. Обязательно обратите внимание ребенка на то, как правильно сказать.
Еще пример: предложите простые задачи: Под дубом выросло (несколько, учитывая возможности ребенка) грибов, а на следующий день еще (несколько ). Сколько всего? Решили.
Не забудьте похвалить ребенка! 


Игры для обучения чтению.
Развитие ребенка от 3 до 5 лет предполагает его готовность к обучению чтению, но, конечно же, делать это нужно только в игровой форме, ведь во время игры ребенок полностью открыт получению новых знаний.
Методику обучения малышей чтению широко используют детские сады, в которых игры для девочек и мальчишек почти всегда означают приобретение неких новых навыков и умений. Заботливые родители также могут взять на вооружение эти методики.    
Жмите сюда.  Учим слоги и играем!


Речевая готовность к школе.

Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. 6 лет — период чрезвычайно интенсивного ее развития.
Родители не всегда придают большого значения речевому развитию детей, считая, что их малыши все усвоят в школе. А в школе начинаются проблемы, так как письменная речь формируется на основе устной.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет.
Звуковая культура речи
Речевая готовность к школе — это, прежде всего, звуковая культура речи.
Ребенок при поступлении в школу должен правильно произносить все звуки.
Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал.
Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук, постепенно убыстряя темп , но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции.
Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Лось лосенку покупал
Лодку лыжи и пенал.
А лосиха- мама
Ласты и панаму.
Паша с Мишей не шалят.
Целый день они молчат.
Так как Паша с Мишей
Стать шпионами хотят.
К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Определять наличие звука в слове.
2. Устанавливать последовательность звуков в слове.
Полезны следующие упражнения:
Собери, разбери слово: М, А , К – МАК; Л,У,К — ЛУК.
3. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).
Помогут такие упражнения как:
- Назови посуду которая начинается со звука С.
- В названии какой посуды звук С — в конце; звук С — посередине?
- Придумай слова, которые начинаются со звука О.
4. Научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду).
- Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).
Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.
Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов.
- Нарисуй схему к слову «лиса», «луна».
Аналогично разбираются слова , которые придумал ребенок или взрослый.
Игра «Кулачки ладошки» — потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.
Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон».
Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. Например:
Баран+ ка=?
Мо + розы= ?
Ми + галка =?
- Мы придумаем слова, для начала — со слогом «му».
Дети придумывают слова, которые начинаются со слога «му»: музыка, мультики…
Игра «Звукоед прилетел и в словах все звуки съел».
Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед:
бато…, бидо… , патро… и т.д.
5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой.
зАмок- замОк…
6. Определять количество слогов в слове.
- Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова).
В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница».
Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова.
- Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босаку — собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги ,лекосо-колесо, скоровода-сковорода, мицилионер-милиционер…)
К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки:
- Та-та-та — мы везем с собой кота…
Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки.
Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш — «ша», Р -»эр», С — «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.
Словарный запас
У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов:
- правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван- мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…)
- уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка…
Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет.
Предложите назвать ребенку слова признаки:
- Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»… и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл….
Выделять четвертый лишний предмет:
- самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.
- синица, воробей, грач, снегирь.
Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»…
К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.
Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).
Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный - смешной).
Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова :
Снег — сногопад, снеговик, снегурочка, снегирь.
Грамматически правильная речь
Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане.
С этой целью полезно поводить игры и упражнения:
«Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы, …
«Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….
«Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей….
«Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…
«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.
«Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для…
«Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….
Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.
Связная речь
Ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать.
Главный фактор развития связной речи — наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители.
Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на различные темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку.
Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.
Так же хорошо развитой речи будут способствовать:
  • Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д.
  • Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов.
  • Заучивание стихов.
Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова.
И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка.
Сайт "Логопедический портал"

1 комментарий: