Консультации для педагогов

Уважаемые коллеги! 
На этой страничке Вы сможете познакомиться с полезным материалом по работе с детьми дошкольного возраста.





Уважаемые педагоги, рада приветствовать Вас! Предлагаю Вам:
Игры на повышение остроты зрения.   Жмите сюда

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики с детьми с функциональными расстройствами  зрения
Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы в ДОУ с детьми с нарушениями зрения.
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Методика проведения зрительной гимнастики.
1.     Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.
2.     Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.
3.     Примерный комплекс упражнений для глаз может быть выполнен целиком, а также может служить основой для выбора упражнений, соответствующих текущему состоянию зрительной функции.
4.     Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям взрослого (педагога, родителя), с использованием стихов и потешек. Педагогам и родителям необходимо отмечать старание, желание и результаты работы детей.
5.     Затраты времени на упражнения разных видов гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.
При проведении зрительной гимнастики рекомендуется выполнение следующих условий:
1.     Фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
2.     Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.
3.     Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
1.     Всегда снимать очки.
2.     Сидеть, стоять прямо, не напрягаться, расслабить плечи и опустить их.
3.     Следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным.
4.     Сосредоточить все внимание на глазах.
5.     После выполнения упражнения хорошо потянуться и часто поморгать.
Варианты зрительных гимнастик.
Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки»: поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким.
Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.
Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.
Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.
Малые офтальмотренажёры.
- предназначены для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз;
- некоторые из них предназначены только для прослеживания глазами;
- работая на других, ребенок должен кроме прослеживания правильно проговаривать направление движения и их изменения на тренажере.
Этапы обучения детей работе на малых офтальмотренажерах:
1. Ознакомление детей с офтальмотренажером. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не заходят за контур линии. Предлагает детям следить глазами за указкой.
2. Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Педагог следит за    точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.
3. Ребенок самостоятельно без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.
     Большие офтальмотренажёры в виде панно можно размещать на стенах группы или в кабинетах.
     Предназначены:
- для расслабления глазных мышц,
- для активного  упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.
     Предлагаем детям посмотреть на зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамичную работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии. Зрительными стимулами могут служить силуэтные изображения геометрических фигур, предметов, цифр, букв и т.д. Размер 15-30 см. Картинки и детали должны различаться различимыми с наиболее удаленной точки (последнего стола).
             Большие настенные панно.
Для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз используются офтальмотренажеры – большие настенные панно.
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки.  Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).
Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые.
С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендуем выполнять только в положении «стоя».
Потолочные офтальмотренажеры  - это своего   рода   траектории,   по   которым   дети   «бегают»   глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища.
Упражнения выполняются коллективно и только стоя.  Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей. Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы – траектории, а затем «обегать».
Настенные офтальмотренажеры представлены виде схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.
Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения.
Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании.  Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребенку. При этом учитываются разрешающие возможности зрения, требования восстановительного лечения.
        Во всех видах деятельности предусматривается учёт зрительных нагрузок, дифференцированный подход к проведению отдельных занятий с детьми (согласно этапам восстановительного лечения зрения и общего состояния здоровья ребенка с ФРЗ).



ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НООД 
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Прекрасные глаза каждому.
С. Н. Федоров.
      Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.
        При организации различных видов детской деятельности для детей с нарушением зрения: познавательной, продуктивной, игровой, трудовой и др. учитываются офтальмологические требования. Важно не только улучшить состояние зрения, но и закрепить полученные результаты.
      Итак, организуя НООД, необходимо включать:
Ø     включать зрительные гимнастики;
Ø     соблюдать режим зрительных нагрузок;
Ø     учитывать правильную посадку детей  за столы во время занятий;
Ø     использование специальной наглядности.
Зрительные гимнастики.
      Обязательным компонентом коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут. Обязательно следует предусмотреть физкультпаузу со зрительной и пальчиковой гимнастикой.
       При использовании разных видов гимнастики: зрительной, пальчиковой, двигательной – организм включает работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления. Начинают работать «спящие», дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную и скелетную системы.
    Значение гимнастики для глаз:
Ø     улучшает кровоснабжение тканей глаза;
Ø     повышает эластичность и тонус мышц и глазодвигательных нервов;
Ø     укрепление мышц век;
Ø     снимает переутомление зрительного аппарата;
Ø     развивает способность к концентрации взгляда на ближайших объектах;
Ø     повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства;
Ø     корректирует функциональные дефекты зрения.
      Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов.
Зрительные нагрузки.
       Успешность обучения детей, имеющих нарушения зрения, достигается дозированным использованием зрительных нагрузок. Зрительные нагрузки предполагают:
Ø     чередование работы глаз  с их отдыхом;
Ø     ограничение непрерывной зрительной нагрузки;
Ø     создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира;
Ø     подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумлённости  фона.
      Зрительные нагрузки при подготовке к занятиям подбираются так, чтобы они соответствовали не только лечебно-офтальмологическим требованиям, но и педагогическим – использование разнообразных приёмов профилактики и снятия зрительного утомления. Можно разделить на группы:
1.     Приёмы, которые возможно использовать многократно в процессе непрерывной зрительной работы: расслабление мышц (пальминг, частое моргание, зажмуривание, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз и т.д.). Эти приёмы используются в процессе рисования, длительного наблюдения, просмотра телепередач и т.д.
2.     Комплексы упражнений для глаз, с помощью которых укрепляется их мышцы, улучшается аккомодация, циркуляция крови.
         При планировании коррекционной НООД учитывается функциональная лабильность сетчатки (повышенная светочувствительность в дневные часы и светочувствительность в утренние и вечерние часы). Продолжительность зрительной нагрузки не более 5-7 минут без перерыва.
Требования к наглядности во время НООД.
Наиболее важным условием коррекционной работы с детьми, имеющих нарушения зрения, является соблюдение принципа наглядности, что позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации.
При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог расширяет возможности знакомства детей с разнообразными качествами и свойствами, отличительными и общими признаками изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядного материала позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.
         Огромное значение придается использованию  натуральных наглядных пособий при формировании у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или  осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия при изучении предмета или объекта. Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях (например, на специальных коррекционных занятиях по обучению детей приемам осязательного обследования, при обучении счету, составлению арифметических задач и  т. д.).
        При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях следует соблюдать определенные требования:
Ø     предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного
           обследования;
Ø     предметы должны быть легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
Ø     предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом,
    основными деталями.
Ø     игрушки, изображающие человека – должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.
       При подборе или изготовлении изобразительного наглядного материала следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.
Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветном исполнении, чем черно-белые, силуэтные, контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизируют зрительные функции. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией
        При изготовлении демонстрационного иллюстрированного наглядного материала необходимо учитывать:
Ø     смысловое содержание и четкость изображения, от этого во многом зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;
Ø     возраст детей, на которых рассчитан этот наглядный материал - наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;
Ø     особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура;
Ø     точно передавать строение предмета, пространственное  расположение его частей, их пропорциональное соотношение;
Ø     правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.
Ø     для фронтальной работы размер крупный (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной работы  - от 1 до 5 см;
Ø     размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;
Ø     постоянное использование указки для уточнения;
Ø     ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
Ø     педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям.
       В результате коррекционного обучения и лечения у детей, как правило, отмечаются положительные результаты, и наглядный материал следует усложнять: переходить от цветного изображения к черно-белому (теневые, контурные, зашумленные изображения).

Гиперметропия.

Миопия.

Косоглазие.

Стимульный материал мелких размеров. Расстояние от зеркала, учебной доски до ребенка не менее 1 метра. Изображения должны предъявляться на цветном фоне (преимущественно зеленого или оранжевого цветов).

Стимульный материал крупных размеров. Расстояние от зеркала, учебной доски до ребенка не более 1-1,5 м. Изображение должно предъявляться на цветном фоне       (преимущественно зеленого или оранжевого цветов).

При сходящемся косоглазии расстояние от поверхности стола до глаз должно быть не менее 30 см.

При расходящемся косоглазии наглядный материал следует размещать на подставке. Угол наклона около 15 градусов.



Посадка детей за столы в период окклюзионного лечения.
  Одним из разделов коррекционной работы с детьми с нарушением зрения   является зрительное восприятие. Начинать эту работу следует с правильной посадки детей за столы во время занятий:
Ø     При  светобоязни (СБ) нужно посадить ребёнка так, чтобы не было прямого   раздражающего попадания света в глаза.
Ø     Дети с низкой остротой зрения (НОЗ) занимают места впереди.
Ø     При сходящемся косоглазии (СхК) ребёнку следует найти место в центре.
Ø     При разной остроте зрения обоих глаз (то есть при разных зрительных возможностях) ребёнка сажают лучше видящим глазом к центру или педагогу.  
Ø     Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более  метра. Детям с низкой остротой зрения предлагают подойти поближе для рассматривания объекта, не торопиться при рассматривании изображений.
Ø     Посадку производить с учётом попеременной окклюзии (т. е., если у ребёнка  окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону).
Ø     Освещение стола: праворуким детям свет на рабочее место должен падать  
    слева, а леворуким – справа.
Ø     Для детей с низкой остротой зрения необходима дополнительная освещённость рабочего места, но располагать лампы нужно так, чтобы не было слепящего эффекта для глаз.
Ø     При  расходящемся косоглазии, гиперметропии (РК, ГМ) ребёнка необходимо сажать на дальний план, при миопии (близорукости) - на передний.
Итак, использование стимульного материала в зависимости от зрительной патологии ребенка; учет зрительной нагрузки, включение в занятие гимнастики для глаз; переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое; размещение детей на занятии с учетом рекомендаций тифлопедагога; индивидуализация подхода к обучению детей с нарушением зрения. 
     Это необходимые условия для успешной, эффективной, правильной организации непосредственной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения.

Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом, и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
       В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого - красный, желтый; вместо фиолетового - голубой, синий и т. п. ; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
        Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.
       Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единстве со словом, его обозначающим.
Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься воспитатели и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов.
        При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. 
       Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа : «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.
   Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов. На этом этапе можно порекомендовать игры в книге цветом Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
       В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования, и применяют на практике.
       Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.


Влияние загадок на речевое развитие 
детей дошкольного возраста.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалкой.
1. О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе(объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно - выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д. )
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д. ). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями
Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей
По-прежнему сердечный трепет
Произведут в душе моей.
А.С.Пушкин.

                  Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста.
               Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей  в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
                Представление о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста выдвинуты в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича. Взгляды авторов исследований направлений речевого развития отражены в следующих  положениях:
Ø     речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речи;
Ø     язык и речь представляют собой своеобразный узел, в который «сплетаются» различные линии психического развития – воображение, мышление, память, эмоции;
Ø     ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер;
                     Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
           На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
          Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и наглядное пособие “Весёлый Язычок” и т. д.
Младший дошкольный возраст.
                  Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит
особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется
словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми
становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого
развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие
говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные
звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются
пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов,
нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед),
неправильное ударение и пр.
               На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей
четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень
тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения),
другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно
произносить  с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит
детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
               Предлагаемые игры могут быть использованы для развития у детей
слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить
звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а
также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо
воспроизводить звукоподражания.
Средний дошкольный возраст.
                  В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается
произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны
сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более
подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое
восприятие, фонематический слух.
       Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь
окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и
т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук,
узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки
и предметы, в которых есть этот звук и т.д.  Одновременно воспитатель ведет
работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных
звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в
словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных
(л, ль, р, рь,).
        К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и
правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает
затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать
предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.
Старший и подготовительный дошкольный возраст.
         На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от
произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая
подвижность артикуляционного  аппарата или отклонения в его строении
(например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов
произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных
логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у
детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать
на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению:
звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом
воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили
изолированные звуки.
        Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое
восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного
звука, выделять в словах первый и последний звук.
      Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.
 Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить  на
 примере  речи  родителей,  педагогов,  друзей.  Окружающие  должны  помочь
 ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок
 с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на  примере
 которой формируется его собственная речь.
      Если у ребенка речевые дефекты, он  зачастую  подвергается  насмешкам
 сверстников, обидным замечаниям,  в  концертах  и  детских  праздниках  не
 участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.
 Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в  себе.  Он
 старается отмолчаться или ответить  односложно,  не  принимать  участия  в
 речевых играх.
         Задача логопеда совместно с родителями, педагогами убедить ребенка в том,  что речь можно исправить, можно помочь малышу  стать  таким,  как  все.  Важно
 заинтересовать ребенка так, чтобы  ему  самому  захотелось  участвовать  в
 процессе коррекции речи. А для  этого  занятия  не  должны  быть  скучными
 уроками, а интересной игрой. Решением этой проблемы может быть создание игротеки. Игротека речевых игр представляет собой набор карточек с описанием целей и хода игры. Оформление каждой игры на отдельной карточке удобно тем, что при таком подходе нет игр-близнецов, можно очень быстро найти нужную, кроме того, педагог сможет шире использовать игры, содержащие стихотворные тексты, так как карточка выступает в роли памятки.
        Еще один вариант по «внедрению» речевых игр в жизнь группы - это коррекционный уголок. Коррекционный уголок содержит набор дидактических игр, направленных на развитие всех сторон речи, особое внимание должно быть уделено играм для автоматизации поставленных звуков. Оформить такой уголок можно силами родителей и педагогов. Благодаря такому уголку в группе появляется специально отведенное место для индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателя с детьми в вечерние часы, а представленные пособия экономят время в подготовке и проведении таких занятий.

Примеры практического материала для речевых физкультминуток.
Гласные звуки
«А, У, И, О, Э, Ы»
А – ротик шире детвора ААА                       руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ                         руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ                   руки в стороны
О – губки колесо ООО                                    руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ                         руки овалом сзади
Ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ                руки овалом спереди
Активно работают губы. Произносим на выдохе  сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями  2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.
«А, У»
Мы в лес пойдем,                      шагаем на месте
Детей позовем:                          руки рупором
Ау, ау, ау! (тихо)                     
Никто не отзывается,               корпус поворачиваем вправо – влево , рука «козырек»
Ау, ау, ау (громко)                     руки рупором.
Работаем над силой голоса
«О»
Не под окном,                                руки в стороны, вперед
А около                                           руки вверх, в стороны (кругом)
Катилось О и охало                     дважды плавные круговые движения перед собой
О охало, О охало,                         руки в стороны, вперед, вниз
Не под окном, а около.
«И, А»
Тик-так, тик-так…                          по два наклона головы влево и вправо
Я умею делать так :                      в полуприседе 2 наклона туловища влево и вправо
Влево – тик , вправо – так … 
Тик-так , тик-так.                            по 2 наклона головы влево и вправо.
«А, О, У, И»
Мы в лес пошли,                   дети маршируют на месте
Топор нашли,                         остановиться, руки в «замок»
Дрова рубили :                      ноги на ширине плеч, руки в «замок»
- Ах! Ох! Ух! Их!                    энергичные наклоны с произношением слогов на выдохе
«А, О, У, И»
Тик-так , тик-так .                         наклоны головы вправо-влево
Так ходики стучат .
Туки-так, туки-так.                        поочередно правой и левой рукой
Так колеса стучат                       дети «рисуют» круги перед собой
Ток-ток, ток-ток.                           стучать кулачками друг о друга
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток                         поочередно стучать правой и левой ножкой
Так стучит каблучок.                   по два раза каждой ножкой                                                          
Свистящие звуки.
«С»
У нас славная осанка-                              встать в струнку, руки вдоль туловища
Мы свели лопатки.                                     свести лопатки (руки  на поясе)
Мы шагаем на носках                               шагаем на носках
И пойдём на пятках.                                  шагаем на пятках
Пойдём мягко, как лисята                        пройти плавно
Ну а если надоест,то пойдём                     
Мы  косолапо, как медведи ходят в лес.              пройти «по медвежьи» руки на поясе
Во так, вот так!
«С - С`»
Катились колёса, колёса,             руки согнуть в локтях, совершать 
  колеса                                            вращательные движения вперед
Катились колёса все влево,        вращательные движения локтями назад
все косо.                                             
Скатились колёса на луг              наклоны туловища влево – вправо , руки на поясе
под откос,
И вот, что осталось от этих        выпрямиться, развести руки в стороны.
колёс.
« З »
Зайки белые сидят                             присесть на корточки
И ушами шевелят.                               кисти рук приставить к макушке, локти
                                                                развести в стороны, лопатки свести
Вот так вот так
Ушами шевелят                                    движения кистями рук
Зайкам холодно сидеть                      встать, ручки встряхнуть, расслабить
Надо лапки им погреть                       поглаживающие движения обеих рук                                      Вот так, вот так,                                                                      (поочередно)
Надо лапки им погреть                        
Зайкам холодно стоять                       руки на пояс
Надо зайкам поплясать                      потопать на месте
Вот так, вот так,                                    поочередно выставлять вперед
Надо зайкам поплясать                      правую и левую ножки.
«Ц»
Цапля серая носатая                            руки к носу
Целый день стоит, как статуя              руки на пояс, лопатки свести
На одной ноге постой-ка ,                     руки на поясе поднимаем левую ножку
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой,                 руки на поясе, поднимаем правую ножку
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая,                           на двух ножках, руки к носу
Целый день стоит, как статуя.             руки  на пояс.
Шипящие звуки
Носом – вдох, а выдох – ртом ,              шумный вдох, тихий выдох
Дышим глубже, а потом –                         шумный вдох, задержать дыхание, тихий
                                                                       выдох
Шаг на месте не спеша:                             вдох
«Мама моет малыша.»                              на выдохе
«Ш»
По ровненькой дорожке,                         наклон туловища влево
По ровненькой дорожке                          наклон вправо
Шагают наши ножки                                  шаг на месте
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам,                                 руки на поясе, прыжки в стороны
              по камушкам                                руки на поясе, прыжки вперед – назад
 по камушкам, в ямку – бух!                    присесть. 
«Ж»
Жили-были три пингвина                     руки на поясе, наклоны туловища
                                                                                           вправо-влево
Пик, Пак, Пок                                         хлопать в ладоши
Хорошо и дружно жили                        ладошка  поглаживает ладошку
Пик, Пак, Пок                                         хлопать в ладоши
Чтобы  жить все время дружно        руки на поясе, наклоны туловища
                                                                                           вправо-влево
Уступать друг другу нужно                  ладошка  поглаживает ладошку
«Ч»
Захотела рыба-меч                              руки в стороны , перед собой, вверх 
Воду на двое рассечь                          руки соединить над головой
Раз – сечет, два – сечет ,                   ритмично опускать и  поднимать руки
                                                                                                    вниз-вверх
А вода себе течет                                 плавно опустить руки вниз через стороны
                                                                  покачать из стороны в сторону
«Щ»
Этой щеткой чищу зубы,                  одна рука на поясе, другой «чистим зубки»
Этой щеткой – башмаки                  наклон туловища вниз  «чистим башмаки»
Этой щеткой чищу брюки                наклоны туловища в стороны 
Все три щетки мне нужны               руки  в стороны, вверх, перед собой, прижать
                                                                                прижать к груди, перед собой.

Cонорные звуки
«Р-Рь»
Ручеек в лесу бежал                            руки на поясе, повороты туловища
И зайчонка повстречал:
Тра-та-та, тра-та-та -                           постукиваем ладонями по ногам 
Зайка лапками стучал.
Ручеёчек вторит зайке:
- дзынь-дзынь-дзынь,                           ритмично «выбрасываем» пальчики из
Дзынь-дзынь-дзынь.                             сжатого кулака, поднимая руки вверх
Колокольчик их услышал:
Динь-динь-динь,                                     плавно покачивать головой  вперед-назад
Динь-динь-динь.                                     вправо-влево
Белочка спустилась с ветки                ручки на поясе, прыжки на месте
И орешками – хрум-хрум.                     ритмично щелкаем пальцами (хлопаем в
                                                                                                            ладоши)
Ах , какой поднялся шум!                       руки на поясе, топаем ногами.
«Л-Ль»
Кач-кач-кач,кач-кач-кач .                                ритмично покачиваем «куклу» на руках
Лены слышен  плач.                             
Кукла неваляшка не ложиться, не сидит,     руки на поясе, наклоны туловища  в                       Сильно качается, весело звенит:                 вправо-влево, приседание
Дили-дили-дили-дон –                                      ритмичное покачивание из стороны в
Слышен всюду звон.                                       сторону
Плакать Леночка устала,                                хлопаем в ладоши
И сама качаться стала:                                  руки на поясе, наклоны туловища с
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.                         опорой то на правую, то на левую ногу.

ТРЕНИНГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ-ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ.
Задачи: активизация мышления, развитие зрительного восприятия, произвольного внимания и памяти; использование в активной речи различных слов-признаков.
 







По материалам:  Н. И. Ильякова "Логопедические тренинги"


Комментариев нет:

Отправить комментарий