Наши глазки

гимнастика для глаз Уважаемые родители и педагоги!
На этой страничке Вы можете познакомиться с материалами по работе с детьми, имеющих нарушение зрения.




Что за странное слово – окклюзия?
Для лечения косоглазия глазные врачи часто применяют метод, который называется окклюзия. Нося окклюзию, закрывающую здоровый глаз в течение определенного времени каждый день, ребенок приучается больше полагаться на слабый глаз. Чем раньше вы закрываете здоровый глаз окклюзией, тем лучше. К тому же чем старше становится ребенок, тем труднее получить положительные результаты в исправлении зрения. Это должно осуществляться под наблюдением врача и необходимо беспрекословно исполнять его указания. Если врач рекомендует ношение окклюзии на здоровом глазе, вот что нужно сделать, чтобы все прошло легче для Вас и вашего ребенка. Помогите вашему ребенку понять необходимость ношения окклюзии. Ношение окклюзии не доставляет удовольствия ребенку, но вам следует убедить его, наглядно продемонстрировав, почему это необходимо. Если ваш ребенок достаточно вырос, чтобы понять вас, закройте рукой его здоровый глаз и спросите, как он видит "ленивым” глазом. Объясните, что этот глаз слаб и что ношение окклюзии сделает его таким же здоровым, как и другой глаз. Выберите время для ношения повязки. Пометьте назначенное время для ношения окклюзии вашим ребенком. Назовите его "временем окклюзии” и пусть оно начинается и кончается каждый день в одно время. Таким образом, ношение окклюзии превратится в привычку и ребенок будет знать, что его ждет. Если требуется, чтобы он носил окклюзию три часа в день, то пусть он сам выберет, какие три часа, в какое время дня. Настаивайте на своем. Настаивайте на ношении окклюзии твердо и решительно. Оба родителя должны быть абсолютно убеждены в необходимости выполнять процедуру ношения окклюзии. Что бы ни случилось, ребенок обязан повиноваться. Будьте очень последовательны и очень строги. Никогда не делайте исключений. Если вы сделаете одно исключение, это подорвет веру ребенка в необходимость ношения окклюзии.


Особенности восприятия у детей с нарушением зрения представлений о величине предметов.
Величина предмета является одной из основных его характеристик. Умение выделить величину предмета оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных и точных знаний об окружающем мире.
Величина как признак предмета связан с восприятием - сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование предметов и объектов.
Т.к. у детей с нарушением зрения процесс восприятия затруднен, вследствие нарушения зрительного анализатора, следовательно, процесс восприятия величины предметов также имеет свои особенности.
Дети с нарушением зрения испытывают затруднения, как на уровне узнавания, так и на уровне называния различных параметров величины предметов.
   У детей со зрительными нарушениями отмечаются трудности в установлении смысловых связей между объектами, затруднения при классификации предметов, операциях анализа, сравнения, обобщения. Причины этого заключаются в нарушении зрительного восприятия и ограничении наглядно-действенного опыта детей с нарушением зрения.
Поэтому, в работе с детьми с нарушением зрения необходимо уделять больше времени практическим действиям с предметами, учить детей сравнивать предметы, находить сходства и отличия в их величине.
Ориентировка детей в величине предметов во многом оп­ределяется глазомером - важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов: наложением, приложением, измерением.
         Проводя работу по развитию у детей восприятия величины, необходимо помнить:
- объект сам по себе не может быть большим или меленьким, он приобретает это качество при сравнении с другими;
- в процессе восприятия величины участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный.
На занятиях по формированию представлении о величине предметов должны применяться различные методические приёмы: визуальное прослеживание линий разного размера, глазомерная оценка величины простых объектов и объектов сложной ком­позиции, выявление пропорций, проведение измерений с по­мощью мерок, инструментов, «на глаз» и др.

Литература: Ремезова Л. А., Сергеева Л. В., Юрлина О. Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие для тифлопедагогов, воспитателей детского сада, для детей с нарушением зрения и их родителей. – Самара., 2004.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА РОДИТЕЛЯМ

1. Упражнения для снятия утомления глаз, расслабления зрительной системы:
  • сидя крепко зажмурить глаза; открыть, поморгать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей;
  • несколько раз поводить взглядом вправо-влево, вверх-вниз. Мысленно нарисовать глазами восьмёрку, сначала расположенную вертикально, затем-горизонтально. Повторить несколько раз.
2. Упражнения для тренировки аккомодационных мышц:

  • смотреть обоими глазами вперёд в течении 2-3 сек, затем перевести взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25-30 см. Через 3-5 сек опустить, повторить 10-12 раз;
  • обоими глазами смотреть 3-5 сек на указательный палец руки, вытянутый перед лицом. Затем, сгибая руку, приблизить палец к носу до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз;
  • "Метка на стекле". Находясь в 30-35 см от оконного стекла, прикрепить к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 см, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметить в окне какой-нибудь объект. Смотреть обоими глазами на эту метку 2-3 сек, затем перевести взор на намеченный объект на 1-2 сек, после чего поочерёдно переводить взор то на метку, то на объект.
3. Упражнения для улучшения циркуляции крови в органе зрения:

  • сомкнуть веки обоих глаз и указательным пальцем массировать их круговыми движениями в течении 1 мин;
  • сомкнуть веки обоих глаз и тремя пальцами слегка надавливать на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 сек;
  • прижать указательными пальцами брови и закрыть глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторить 6-8 раз.

4. Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц:

  • перевести взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторить 8-10 раз;
  • перевести взгляд вправо, влево, и обратно;
  • перевести взгляд вправо вверх, затем влево вниз и обратно;
  • сделать круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Все упражнения выполняются медленно, 8-10 раз.
ДЕТСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Каждый  человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети  в этом отношении гораздо восприимчивее к разным  воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом.  Чтобы дети  могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает:
1) игровая коррекционная физминутка;
2) с предметами;
3) по зрительным тренажёрам;
4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается  возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети  во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику. 
Гимнастика в стихах.
 «Тренировка». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз –налево, два – направо, (Посмотреть влево. Посмотреть вправо.)
Три –наверх, четыре — вниз. (Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.)
А теперь по кругу смотрим, (Круговые движения глазами.)
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!  (Быстро поморгать)
«Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый,  звонкий мяч,  (Посмотреть влево- вправо.)
Ты куда помчался вскачь?   (Посмотреть вниз — вверх.)
Красный, синий, голубой,       (Круговые движения глазами.)
Не угнаться за тобой.            (Зажмурить  глаза, потом помигать 10 раз. 
Повторить 2 раза.
Гимнастика для самых маленьких.
 Упражнение № 1. На сосредоточение.
Фиксирование взгляда ребёнка в разных направлениях хорошо тренирует глазные мышцы. Желательно охватывать как можно больший круг направлений фиксации взгляда.Скажите малышу: «Мишка вылез из берлоги и сказал: «А какие у меня брови?» Медведя озвучивайте басом, покажите как нужно посмотреть, ребенку это однозначно понравится и, как маленькая обезьянка, он повторит это.Длительность упражнения: начинаем с 2-3 секунд, постепенно увеличивая время.                                                                                                                                            Затем предлагаете малышу следить за вашим пальцем и декламируете любое стихотворение, переводя пальцем вправо-влево, вверх-вниз. Можно держать в руке какой-нибудь предмет, и предложить ребенку наблюдать за ним, не поворачивая голову, а только одними глазками.
Упражнение № 2. На вращение глазами. 
Описываем взглядом плавными движениями следующие фигуры:                                                              круг (по часовой стрелке и против);                                                                                                 горизонтальная восьмёрка (в одну сторону и в обратную);                                                                      вертикальная восьмёрка (в двух направлениях).                                                                                 Каждую фигуру начинаем делать с 1-2 кругов. Постепенно можно увеличивать количество до 4-5 кругов в каждую сторону. После каждой фигуры (если возраст ребёнка позволяет сделать подряд несколько фигур), делаем «бабочку» и закрываем глаза на 5-10 секунд для отдыха.  Фигуры делаем как с открытыми так и с закрытыми глазами.
Заинтересуйте малыша новым сюжетом: «маленький комарик учиться летать, а его мама пристально смотрит, чтобы он не упал» или « я пчелка-пчелка-пчелка, я вовсе не медведь». В качестве комарика или пчелки используйте любой мелкий предмет. Меняйтесь ролями с ребёнком и подавайте пример, как нужно следить за комариком.
Упражнение № 3. Изменение фокусного расстояния
В этом упражнении идёт тренировка хрусталика. Делается оно по очереди каждым глазом (второй прикрыт ладошкой, но не закрыт). Приблизьте к глазу ребёнка мелкий предмет (кончик ручки, бисеринку и т.п.) на расстояние: 4-10 см. Пусть малыш рассматривает предмет вблизи, а затем на пару секунд посмотрит вдаль (на отдалённый крупный предмет), каждый раз завершая упражнение расслаблением. Такое упражнение можно делать не более 3 раз подряд! По ходу выполнения упражнения, можно ещё больше приближать предмет, но при сохранении чёткости его виденья — это дополнительная тренировка.                                                        
Да, такие упражнения довольно сильно напрягают глаза, и поэтому с ними нужно очень аккуратно, чтоб не перенапрячь детские глазки.
Поэтому эти упражнения нужно делать систематически, но очень осторожно, выбирая в каждый заход только одно из них, и давая ребенку отдохнуть после каждого выполнения.
ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ "ЛЮБЯТ" НАШИ ГЛАЗКИ
Не секрет, что одной из причин развития глазных заболеваний может стать неправильное питание. Между тем, есть целая корзина продуктов, которые так "любят" наши глазки.
Разумеется, в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы питание было комплексным, качественным, сбалансированным.
Детям с близорукостью (миопией) полезно регулярно употреблять творог. Только в твороге содержатся вещества, которые укрепляют глаз и не дают перерастягиваться глазному яблоку и сетчатке.
Прогрессирование миопии иногда связано с акселерацией, то есть ребенок растет быстрее, чем глаз. В данной ситуации питание тоже имеет свои особенности: во-первых, детям обязательно назначается кальций для роста костей, во-вторых, рекомендуются продукты с богатым содержанием витамина С, такие как лимон и клюква. 
Для повышения остроты зрения необходимы фрукты и овощи, очень полезны черника и морковь, которые способствуют улучшению зрительной функции.
Иными словами, необходимо все, что содержит витамины группы А, Е, бета-керотин. И даже абсолютно здоровому человеку для профилактики заболеваний глаз полезно хотя бы раз в год пропивать витаминный комплекс.
Витамины для глаз.
Китайская пословица гласит «Если отец болезни неизвестен, то мать её – всегда питание». Эти слова можно адресовать ко всем абсолютно органам человеческого организма, а к зрению, точнее, глазам, в особенности. В самом деле, даже если нет астигматизма, дальнозоркости, близорукости и других заболеваний зрения, однако, глаза слезятся и устают, зрение ухудшается, есть смысл подумать о том, вследствие чего это происходит.
Общепринятая медицина достаточно далеко продвинулась в излечении болезней органа зрения, но почему-то болезни глаз не связывают с общим состоянием здоровья. Надо признаться, мало людей обратившихся к офтальмологу с жалобой на регресс зрения, могли услышать рекомендации об изменении рациона. Но, как бы там, ни было, в этом есть рациональное зерно.
Жизнедеятельность глаза ухудшается при неправильном питании, потому что снижается общее состояние здоровья. К примеру, мышцы глаза ослабляются от того, что кровь поставляет меньшее количество питательных веществ. А недостаточное или несбалансированное снабжение сетчатки глаза обязательными веществами способно привести к неспособности аккумулировать сильные нервные всплески, что может ухудшать изображение, которое формируется мозгом. Поэтому нам необходимо заботиться о продуктах, выбираемых для нашего стола. Продукты должны быть обогащены витаминами, микроэлементами и питательными веществами.
Довольно велика роль витаминов в жизнедеятельности и обмене веществ. Слово «витамин» произошло от латинского слова «vita», обозначающего «жизнь». Некоторая доля витаминов соединяются в организме, но их значительная часть доставляется в организм с едой. Невозможно заявлять, что витамины разделяются по действию – одни полезны для кроветворения, другие для кожи и т.д. Воздействие витаминов на глаза происходит в комплексе. Однако есть вещества, особенно важные для нормальной деятельности такого хрупкого и тонкого органа, как глаз человека.
К ним относятся некоторые микроэлементы, витамины группы В, витамины С, Е, А. Как действует каждый из них?

Как витамины действуют на глаза и в каких продуктах содержатся?

Витамин А (ретинол) помогает процессам роста и размножения клеток, помогает повышать иммунитет. Витамин А нужен для для хорошего зрения. Он является одним из наиважнейших витаминов для глаз. Его расход происходит при каждом возбуждении светом для целостности особенного зрительного вещества, которое отвечает за ночное зрение. В момент яркой вспышки света это вещество разлагается. Для полного восстановления зрения после ослепления слепящим светом, потребуется до 30 минут.Нехватка витамина А чревата регрессом видения в потемках и расстройством цветового восприятия. А это может привести к высыханию коньюктивы, высыханию клеток роговицы, и вследствие этого, возникает риск заболевания конъюнктивитом. Витамин А входит в состав красной моркови, корней и зелени петрушки, укропа, шиповника, рябины, шпината, чернослива, тыквы, а также в печени, сливочного масла, сметаны, творога, жирной рыбы и молока. Помните, что витамин А относится к жирорастворимым, а это означает, что он может скапливаться в печени.Витамины для глазАскорбиновая кислота (витамин С) исполняет множество функций. Это управление свёртываемостью крови, стандартизация проницаемости капилляров, содействие в восстановлении тканей, синтез коллагена, регуляция углеводного обмена и окислительно-восстановительных реакций. Как антиоксидант витамин С ослабляет риск образования катаракты и сдерживает протекание имеющейся болезни. Витамин С способствует регулированию внутриглазного давления, снижает вероятность возникновения глаукомы. Вместе с каротиноидами витамин С способствует предотвращению болезни сетчатки, вызванной действием свободных радикалов и света. Витамин С корректирует регенерацию зрительных пигментов, создает препятствие к их потере, предотвращает окисление. Помогает в укреплении стенок капилляров, улучшению состояния сосудов глазного дна, предотвращению кровоизлияния в стекловидное тело или в сетчатку. Витамин С несет ответственность за поддержание требуемого уровня коллагена в хрусталике и в стекловидном теле, улучшение передачи и восприятия зрительного сигнала, поддержание зрительного нерва, защиту подвижности глазных мышц. Дефицит витамина С вызывает быструю усталость глаза, ослабление тонуса глазных мышц, уменьшение зрительной активности. А курение, полностью истребляет резервы витамина С, что с течением времени приведёт к вырождению сетчатки глаза. Витамин С не производится  в человеческом организме, поэтому необходимо позаботиться о постоянном присутствии в рационе продуктов богатых витамином С. К ним относятся травы, фрукты, овощи. Шиповник является чемпионом по содержанию аскорбиновой кислоты. Много витамина С содержится в клубнике, капусте, яблоках, шпинате, щавеле, петрушке, укропе, а также в цитрусовых, сладком перце, черной смородине, облепихе.Витамины для глазТокоферол (витамин Е) представляет собой мощный антиоксидант, способствующий предотвращению отслоения сетчатки глаза, катаракты, при диабете поддерживает зрение. Участвует в обмене белка, нормализации свёртываемость крови и улучшению её циркуляции, нормализации мышечной деятельности. Витамин Е являет собой жирорастворимый витамин, который содержится в растительных продуктах. Нерафинированные растительные масла — кукурузное, облепиховое, арахисовое, подсолнечное, соевое, хлопковое,  наиболее богаты содержанием витамина Е. Очень много витамина Е содержится в бобовых и зерновых ростках, в петрушке, шиповнике, шпинате, горохе, салате, помидорах, капусте. Витамин Е входит в состав мяса, яиц, печени, молока.
Витамины группы В нельзя рассматривать в отдельности, потому что они всегда существуют вместе. Их главной задачей является помощь в выработке энергии и в тканевом дыхании. Эти витамины оказывают положительное воздействие на снабжение тканей и органов нервами, а поскольку глаз — это своеобразный «клубок нервов», то дефицит этих витаминов сказывается, в первую очередь, на зрении. С помощью витаминов группы В на сосуды глаз снижается губительное действие некоторых аминокислот, улучшается кровообращение и оказывается воздействие на организм, которое подобно воздействию антиоксидантов. Самыми известными витаминами этого семейства являются витамины В12, В9, В6, В5, В3, В2, В1.
Тиамин (витамин В1). Дефицит этого витамина приводит к  ухудшению передачи нервных возбуждений в любом органе и конкретно в глазах. Это приводит к снижению зрения и нарушению нервных клеток, а это чревато вероятностью формирования глаукомы. Витамин В1 регулирует внутриглазное давление. Витамин В1 включен в состав муки грубого помола, отрубей, круп, орехов, пивных дрожжей, печени.
Витамины для глазРибофлавин (витамин В2) оказывает поддеожку в жировом, белковом и углеводном обмене, в частности, в хрусталике и в роговице. Превращает в энергию углеводы, которые необходима мышцам глаз, и помогает в кислородном обмене, его предназначение —  поддержание стандартного зрения. Витамин В2 содержится зрительном пурпуре, который защищает глаз от ультрафиолетового излученияЕго недостаток снижает остроту зрения ночью и в сумерки. Появляются разрывы мелких сосудов, слезотечение, светобоязнь, ощущение жжения в глазах. При дефиците витамина В2 может развиться катаракта, воспалительные заболевания роговицы, болезни зрительного нерва и сетчатки. Витамин В2 есть почти во всех продуктах.
Витамин В3 (витамин РР, ниацин, никотиновая кислота) оказывает поддержку в окислительно-восстановительной деятельности организма. Он способствует регулированию высшей нервной деятельности, расширению кровеносных сосудов, понижения уровня холестерина в крови, что исправляет кровоснабжение зрительного нерва. Главными источниками этого витамина являются бобовые, грибы и  мясные продукты, в которых витамин В3 присутствует в легко усваиваемом виде. Удовлетворительное количество витамина В3 заключено в крупах, но из них он хуже усваивается.
Пантотеновая кислота (витамин В5) предназначена для стабильного обмена веществ, стандартной работе нервной системы. Витамин В5 требуется для нормального метаболизма и поглощения витамина В9. Первым признаком нехватки витамина В5 является ослабление памяти и зрения. Название этого витамина, «panthos» значит «повсюду», говорит о его обширном природном происхождении.
Пиридоксин (витамин В6) участвует в клеточном обмене. Пиридоксин влияет на структуру нервной системы. Это природный транквилизатор. Дефицит витамина В6 приводит к сильному напряжению глаз и быстрой усталости, из-за чего могут возникать воспаления зрительного нерва, воспаления коньюктивит (слизистой оболочки глаз). Знакомое подёргивание глаза может быть симптомом дефицита витамина В6. Данный витамин входит в состав капусты, круп, яичного желтка, дрожжей, молока, во все виды рыбы.
Витамины для глазФолиевая кислота (витамин В9) участвует в генерации эритроцитов, в постройке новых клеток, поддерживает окислительно-восстановительные процессы. Недостаток витаминов С и В9 может привести к росту гомоцистеина (аминокислоты с содержанием серы, которая разрушает стенки сосудов), а это является одним из факторов расстройства зрения. Витамин В9 входит в состав корнеплодов, кочанного салата, капусты, спаржи, шпината, яблок, бананов.
Витамин В12 (цианокобаламин) ещё называется «красным витамином», так как он активно участвует в генерации красных кровяных телец. Витамин В12 поддерживает формировании клеточного вещества и создает позитивное действие на работу центральной нервной системы – защищает нервные ткани, укрепляя зрительный нерв. Нехватка витамина В12 приводит к нарушению стабильного кровоснабжение глазного яблока, при этом глаза кажутся тусклыми, постаревшими преждевременно. Витамин В12 есть только в продуктах животного происхождения – это рыба, печень, мясо, молочные продукты, молоко, яичный желток.

Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение циркуляции крови в органе зрения.  

Упражнения выполняются на рабочем месте в положении «сидя», откинувшись на спинку стула. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 20-30 сек. Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза. Вращение глазПоднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность 15 сек.).«Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.«Погреем глазки». Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (30-40 секунд). Открыть глаза.
Комплекс упражнений на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение процесса аккомодации.
(Упражнения выполняются с шариком или с колпачком на пальце) 

1.  И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-5  сосредоточить взгляд на шарике, на 6- шарик   опустить вниз. Повторить 4-5 раз.

2. И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз.  На счёт 1-2 приблизить шарик к носу. Глазами прослеживать движения шарика, повторить 6-7 раз.

3. И.П.: то же. На счёт 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором прослеживать движения шарика. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.           

4.  И.П.: стать прямо, руки внизу, на указательный палец правой руки надеть шарик, левая рука свободна. На счёт 1-2 приблизить шарик к глазам, отвести на расстояниевытянутой руки вперёд. Повторить 5-6 раз.            

5. Массировать веки глаз. Глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от  висков к переносице и обратно. Всего 10 раз в среднем темпе.

Правила для глаз (для детей)

- Читай, рисуй, пиши только при хорошем освещении, чтобы свет падал с левой стороны!
- Сиди прямо, не наклоняйся низко к книге, альбому, тетради!
- Смотри по телевизору только самые интересные и полезные детские передачи!
- Сиди на расстоянии не менее 2-2,5 м от экрана телевизора!
- Аккуратно работай с ножницами и другими острыми или колющими предметами!
- Соблюдай режим дня. Чередуй разные виды деятельности. Регулярно проветривай помещение! 
 - Не три глаза грязными руками! Ухаживай за ними, мой  их! 
- Ежедневно выполняй гимнастику для глаз!
 - Побольше ешь продуктов, богатых витамином А (печень и морковь)!

Особенности проведения зрительной гимнастики на занятиях в ДОУ и дома.
Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам- наружным и внутренним.
Наружные мышцы глаза (их шесть или три пары) придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т.е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. Возьмём, к примеру, мышцы рук или ног. При отсутствии тренировки эти мышцы становятся слабыми, вялыми, дряблыми. И напротив, жевательные мышцы, например, тренируясь ежедневно и многократно, всю жизнь находятся в прекрасной рабочей форме.
В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.
Ко второй группе мышц глаза относятся те, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации. Это, в свою очередь, может способствовать развитию близорукости. Следовательно, и эти мышцы следует укреплять и тренировать, и давать им отдых.
Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности воспитателями (или дома) зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день.
Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):
- вправо – влево;
- вверх – вниз;
- далеко – близко (удалять и приближать предмет);
- по кругу – слева – направо;
- по диагонали – снизу – вверх;
- по диагонали – сверху – вниз.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед взрослым, остальные располагаются дальше.
Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.
Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.



Зрительная гимнастика по методике Аветисова

Зрительная гимнастика укрепляет мышечный аппарат глаза, улучшает кровоснабжение тканей глаза, улучшает в них обменные процессы.
Проводят гимнастику 3-4 раза в день. В одно занятие включается 3-4 упражнения. Нужно строго придерживаться дозировки. Последнее упражнение выполняется за час до сна.
             I.   Круговые движения глазными яблоками в одном и другом направлении в медленном темпе с открытыми глазами – 25-30 сек.
           II.    Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа медленно туда и в обратном порядке - 30-40 сек.
         III.    Самомассаж глаз: круговые поглаживания глаз от внутреннего  края глаза по верхнему веку подушечками двух или трех пальцев – 10-15 сек.
         IV.    «Метка на стекле»: на оконном стекле на расстоянии 30-35 см. крепится круглая бумажная метка диаметром 3-5 см. в дали, на линии взора, проходящего через метку, намечается какой-либо предмет для фиксации взгляда. Взгляд переводится поочередно на метку и на предмет, который мы выбрали для фиксации. Упражнения проводятся 2 раза в день в течение месяца. Перерыв 10-15 дней. Первые два дня – 3 минуты, вторые два дня – 5 минут, в последующие дни – 7 минут.
           V.    Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд и открыть на 3-5 секунд – 6-8 повторов.
         VI.    Быстро моргать глазами от 1 до 11 минут. Отдых 1 мин. – 2-3 раза.
       VII.    Смотреть на вытянутый указательный палец правой руки – 6-8 повторов. 3-4 раза каждой рукой с отдыхом 30 сек.
     VIII.    Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек. Снять пальцы. Повторить 3-4 раза.
         IX.    Стрелять глазками: смотреть в верхний правый, потом в левый нижний угол и наоборот.

Нарушения зрения у детей.
Зрение –  одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию  о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.
Причины нарушения зрения.
Все причины нарушения функции глаз можно разделить на:  наследственные (передающиеся по наследству), врождённые  (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов).
Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой  вследствие ускоренного роста глаза.
Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия  др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.
Возможные нарушения зрения у детей.
Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие:  близорукость,  дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.
Наиболее растпространная патологии зрения у детей –  аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.
Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно  на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают  роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость).
Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера  глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.
При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, может развиваться амблиопия.  
Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в  очках.
Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность  изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость.
Источник - сайт 7GY.RU

Косоглазие у детей

Еще одним часто встречающимся заболеванием зрительного аппарата у ребенка является косоглазие. Однако само по себе косоглазие крайне редко является самостоятельным нарушением. Чаще всего косоглазие является сопутствующим явлением таким заболеваниям, как астигматизм и дальнозоркость. А в особо тяжелых случаях течения расходящееся косоглазие у детей является следствием близорукости. Родители должны помнить о том, что детское косоглазие представляет собой не просто некий косметический дефект, а сильнейшее нарушение работы всего зрительного аппарата.
В норме зрительная система человека имеет построение, при котором две различных картинки с двух глаз поступают по зрительным каналам в определенные участки головного мозга, где и воссоединяются в единое целое. И только при правильной, хорошо скоординированной работе всего зрительного аппарата картинка приобретает правильные четкие очертания, благодаря которым человек видит предметы в правильном ракурсе, а также возможно адекватно ориентироваться в пространстве.
Кроха, только что пришедший в наш мир, еще в принципе не способен смотреть и видеть четкие предметы. Умение видеть обоими глазками (бинокулярное зрение) развивается у ребенка постепенно, окончательно формируясь лишь к 4 – 5 годам. Хотелось бы напомнить, что в этом возрасте также все детки подвержены физиологической близорукости, которая напрямую связанна с развитием косоглазия. Поэтому и лечение должно быть исключительно комплексным – только в этом случае возможно достижение положительной динамики.
Чаще всего косоглазие диагностируется у детишек в возрасте от трех до пяти лет, однако и косоглазие у грудных детей встречается довольно часто. Как правило, симптомы неблагополучия первыми замечают родители деток, которые проводят с малышами все свободное время. Многие родители спрашивают – как определить косоглазие у ребенка. На самом деле, в том случае, если косоглазие у ребенка все же появится, вы сразу же заметите его невооруженным взглядом, даже не имея специального образования.
И если вы заметите, что ваш ребенок хоть немного косит, поспешите как можно быстрее обратиться за помощью к детскому врачу – офтальмологу за консультацией. Не стоит опасаться, что вы побеспокоите врача напрасно – в том случае, если речь идет о здоровье ребенка, гораздо лучше перестраховаться, чем пропустить начало какого – либо заболевания. Ни один врач не откажет вам в помощи, и не будет порицать вас. Ведь только врач – офтальмолог знает, как лечить косоглазие у детей. Исправление косоглазия у детей – процесс трудоемкий и требует массу усилий, как со стороны врача, так и со стороны родителей.

Лечение косоглазия

Лечение косоглазия у детей должно быть комплексным и своевременно начатым. Во-первых, очень важно начать лечение основного заболевания – близорукости, дальнозоркости или астигматизма. Очень важно правильно подобрать для ребенка очки – это также должен делать именно врач – офтальмолог, но никак не работники салонов оптики. Зачастую правильно подобранные очки могут в значительной степени уменьшить степень косоглазия, сведя его практически к нулю.
Однако подобного лечения очень часто не хватает. В таком случае врачи – офтальмологи проводят малышам комплексное аппаратное лечение. Программа лечения для каждого ребенка подбирается исключительно индивидуально, с учетом особенностей зрения каждого ребенка. В некоторых случаях, если врач считает необходимым и видит наличие для этого веских показаний, он поместить ребенка в офтальмологическое отделение больницы для последующего хирургического вмешательства. Целью данной операции является коррекция глазных мышц, вследствие чего достигается практически полное излечение косоглазия.
После того, как при помощи хирургического вмешательства врачи восстановят нормальное правильное движение глазного яблока, ребенок в течение определенного времени будет получать комплексное консервативное лечение. При помощи этого лечения врачи достигают практически полной реабилитации зрительной функции у ребенка. Также при помощи определенных методик занятий врачи в полной мере восстанавливают у малыша способность к стереоскопическому зрению.
 Источник JLady.ru




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий