Самым сложным в развитии речи детей дошкольного возраста по праву считается научиться говорить звук "р". Но если у малыша нет патологий со стороны центральной нервной системы, то к 5 годам его речь должна быть полностью сформирована: поставлены все звуки, развернута фраза, накоплен хороший словарный запас.
Почему же «р» так тяжело дается ребенку? Звук «р» самый энергозатратный. Он становится последним в освоении. Нарушение в его произношении называется ротацизмом. У большинства детей, не выговаривающих «р», идет замена этого звука на «л», «й»: лыба, йиба. Обычно такие нарушения легко сглаживаются логопедом. Иногда хватает нескольких занятий, чтобы поставить кончик языка в правильное положение для произношения «р».
Больше проблем вызывает французское произношение – горловое «р». Он воспроизводится корнем языка, и сделать активным кончик языка очень тяжело. Если ребенок изучает французский язык, то это практически невозможно. Начинать лечение в этом случае желательно в 4 года.
Можно конечно не устранять этот дефект речи. Например, это практикуется зарубежом и считается изюминкой человека. Но в нашем обществе ребенку с такими недостатками будет тяжело. Его могут дразнить в школе, что сделает его замкнутым и закомплексованным. Поэтому корректировать речь лучше до 5 лет.
Но может ли мама сама заниматься с малышом? Может, но посещение логопеда отменять не стоит. А мама может закреплять с ребенком пройденное на занятии и делать гимнастику для губ, языка и нижней челюсти.
Упражнения для активизации кончика языка
Все элементы необходимо повторять 5-10 раз не реже 2-3 раз в неделю, а лучше каждый день.
- Дотягиваемся язычком до носика, верхней губы, твердого неба.
- Цокаем, как скачет лошадка.
- Делаем «грибок» — присасываем кончик языка к небу.
- Облизываем верхнюю губу.
- Считаем кончиком языка верхние зубки.
Упражнения для активизации мимической мускулатуры
- Надуваем щеки
- Поднимаем брови
- Хмуримся
- Удивляемся
- Улыбаемся
После гимнастики начинаем механическую постановку звука «р». Берем ребенка за основание указательного пальца. Подводим свою руку и пальчик ребенка под язычок и просим малыша «подыдыкать» — ды-ды-ды. В этот момент начинаем раскачивать язычок. Ощущения могут быть разные, вплоть до болезненных, так как пальчик натирает слизистую рта. Поэтому мама должна всячески хвалить малыша: какой у тебя язычок молодец, как он у тебя все хорошо делает. Ни в коем случае не указывайте на недостатки, иначе у ребенка возникнет речевой негативизм.
Однако самое главное в постановке звука – его автоматизация, когда ребенок, не контролируя себя, выдает звук автоматически. Этому предшествует длительная работа с логопедом, с которым ребенок учится говорить звук "р". Корректировать речь можно в любом возрасте, но чем старше человек, тем больше у него закрепляются автоматизмы неправильного произношения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий