Всё множество звуков, которые нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки. И с первых дней жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребенок воссоздает образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определенная ассоциация. Услышав, как мурчит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь. Если же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака. Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово. Когда же надо это слово записать, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы. Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Фонематический слух можно разделить на 3 составляющие:
Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.
Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.
При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова «кирпичи» произносит «титити». Ритмический рисунок слова здесь сохранен.
Независимо от методики обучения чтению, ребенку необходимо слышать и различать речевые звуки. В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.
Попробуйте объяснить ребенку, чем различаются первые звуки в словах Мел и Мал. Как бы Вы не объясняли, что один звук твердый, а другой мягкий, если ребенок не слышит этих отличий, то он и не поймет. В данном примере, это не слышание может отразиться на неправильном звуковом анализе слова. К счастью, звуковой анализ слова мы делаем крайне редко и то, только на этапе обучения чтению и письму. Казалось бы, ничего страшного, что анализ слова будет ошибочным.
А вот если ребенок не услышит твердый и мягкий звук в словах Мять и Мат, то это выльется в грамматические ошибки. И часто дети умудряются в одном слове сделать по несколько ошибок только из-за неразвитого фонематического слуха.
Когда же начинать развивать фонематический слух?
Прямо с рождения. Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:
- Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)
- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
- Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)
- Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)
Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.
Даже если Ваш ребенок говорит чисто и правильно, это не является свидетельством развитого фонематического слуха. Часто дети просто не могут разделить звуки в слоге и на вопрос: "Какой первый звук в слове ЛУНА?", говорят – ЛУ. Здесь согласный и гласный настолько крепко слились, что разделить их ребенку очень трудно. Но надо.
Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков.
Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо учился в школе, грамотно писал, легко изучал иностранные языки, обязательно развивайте фонематический слух ребенка. Это совсем не трудно и большую часть упражнений можно делать между делом, затрачивая 5-10 минут.
« Поймай звук»
Мы предлагаем ребенку: "Давай мы с тобой будем ловить звуки. Если в слове есть звук «С» , то ты хлопай в ладоши один раз. Если нет, то молчи и не хлопай". Мы очень четко называем слова, в которых этот звук стоит в сильной позиции и его хорошо слышно и слова, в которых этого звука нет совсем.
Например: суп, дуб, соль, моль, письмо, пишу, пёсик, нос, воз.
В начале игры надо нужный звук произносить дольше и очень четко, делать на нем акцент. По мере развития слуха, мы все меньше и меньше делаем акцент на нужном звуке. Но это происходит ближе к 7 годам. Даже первоклассникам звук надо подчеркивать.
Обратите внимание, что звук должен быть всегда только в сильной позиции и не заменяться парным. В конце слова можно называть только глухие согласные или сонорные, те, которые не оглушаются при произношении. Мы можем назвать слово «суп», если «ловим» звук П, но нельзя называть слово «зуб», если «ловим» звук Б.
Нельзя «ловить» звуки Я, Ё, Е, Ю! Эти буквы могут обозначать 2 звука и при произношении мы слышим другие звуки. Вообще, постарайтесь эти буквы до школы не трогать.
«Найди похожие»
Для этой игры нам понадобятся картинки. Это могут быть картинки из азбуки, из лото, любые предметные картинки. Мы подбираем несколько картинок, среди которых есть те, что начинаются на одну букву. И просим ребенка найти слова, которые начинаются на одну букву.
Если ребенок затрудняется. то предложите назвать все картинки вслух и послушать «имена» картинок. Если трудно и так, тогда, конечно, надо помочь. Но не подсказывать, а просто назвать эти предметы, делая сильный акцент (произносить дольше и громче) на одинаковых буквах.
Грамотные люди, конечно, могут заметить в моих рекомендациях ошибку. Правильно, мы произносим звук, а не букву. Но я специально так пишу, потому, что маленькому ребенку эту разницу между звуком и буквой уловить еще трудно.
Ребенок мыслит наглядными образами. Букву он может увидеть и написать, а звук нет. Поэтому, дошкольникам не стоит делать упор на различиях буква-звук. Пусть называет буква, а произносит звук. Придет время, пойдет в школу и поймет разницу между буквой и звуком. Кроме того, каждая буква может обозначать разные звуки. На начальном этапе не обязательно это подчеркивать.
Нам надо, чтобы ребенок научился разделять звуки, слышать в общей массе слова. В словах «лук» и «люк» буква Л обозначает разные звуки – твердый и мягкий. Но ведь буква-то одна! Пусть ребенок сначала услышит, что это звук Л, а уж потом мы обратим внимание на мягкость и твердость. Но потом, когда уже научится слышать и разделять отдельные звуки.
«Цепочка слов»
Называем по очереди слова-предметы по определенному правилу: каждое слово начинается на последнюю букву предыдущего слова. Это более трудное задание и делать его надо уже ближе к школе. Правда, некоторые дети и в 5 лет прекрасно справляются с этим заданием. Все зависит от возможностей самого ребенка. Так что пробуйте, учите и в школе малышу будет значительно легче. Кстати, хороший фонематический слух – основа успешного обучения любому языку.
По материалам сайта Читалочка
Комментариев нет:
Отправить комментарий