Важным является развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с функциональными расстройствами зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
ЗРИТЕЛЬНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ - форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов
построения зрительного образа окружающего мира.
Для детей с нарушениями
зрения характерны:
- затруднения в оценке
цвета, формы, величины, пропорций, пространственных отношений;
- неумение выделять
информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе
свойств и качеств предмета;
- снижение точности,
полноты, целостности представлений о предметах;
- трудности восприятия
объектов в условиях сниженной цветовой насыщенности, контрастности, на сюжетном
изображении, в силуэтном и контурном изображении, при наличии неполного
изображения предмета и др.; - затруднения при обследовании предмета,
составлении целого из частей, совмещении деталей
- сложности группировки,
классификации, обобщения объектов по существенным и несущественным признакам;
- затруднения при сравнении предметов, нахождении отличий.
Развитие зрительного восприятия у детей с ФРЗ включает:
1. Формирование представлений о системе эталонов цвета.
2. Формирование представлений о системе эталонов величины.
3. Формирование представлений о системе эталонов формы. Формирование навыков восприятия и воспроизведения сложной формы.
4. Развитие предметности восприятия. Развитие восприятия сюжетных изображений.
Цвет - различать и называть основные цвета и оттенки, соотносить по цвету и оттенку основные цвета; соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов, группировать предметы по цвету. Уметь находить предметы определенного цвета в окружающем мире.
Форма - различать и называть форму геометрических фигур, как плоскостных, так и объемных. Соотносить эталоны формы и формы предметного изображения. Соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д). Уметь находить предметы, геометрические фигуры определенной формы в окружающем мире.
Величина - различать, выделять и сравнивать величину предметов. Соотносить предметы по величине. Зрительно сравнивать величину предметов, путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы, высокие и низкие, широкие и узкие и т. д. Сериация по величине (распределение предметов в порядке убывания и увеличения величины. Уметь находить предметы, геометрические фигуры определенной величины в окружающем мире
Восприятие и воспроизведение сложной формы - конструирование изображения из геометрических фигур, объёмных тел. Также сюда входит: определение целого по части; составление из частей предметного изображения (разрезные картинки); опознание зашумленных объектов; опознание одного изображения частично наложенного на другое.
Развитие
предметности восприятия. В данном направлении продолжается работа
по уточнению предметных представлений. Особое внимание уделяется обучению детей
выделять признаки опознания предметов. Проводится работа по умению видеть
“зашумленные” изображения, воспринимать объекты в условиях затрудненного
восприятия.
- узнавание
предмета в силуэтном, контурном изображении;
- опознание
контурных изображений по деталям;
- выделение
заданного контура, предметного изображения из зашумленного поля;
- совмещение
контурных изображений и наложение их один на другой с разной заслоненностью;
- узнавание
целого по части;
- составление
целого из частей предметного, силуэтного и сюжетного изображений;
- анализ и конструирование образца из геометрических форм, мозаики.
Развитие зрительного восприятия необходимо для полноценного осуществления психической деятельности в целом. Ведь зрение является одной из важнейших анализаторных систем и нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную.
Комментариев нет:
Отправить комментарий