Автоматизация звуков


Уважаемые родители предлагаю Вашему вниманию речевой материал по автоматизации звуков!









ЗВУКОТАБЛИЦА НА ЗВУК "Р"
Слова – подсказки:баРан,аРбуз,воРона,сыР,
баРабан,зебРа,веРтолет,жиРаф,
носоРог,кРовать,коРова,гРуша,
кРужка,Рыба,Роза,Рак



*баРан
аРбуз
воРона
сыР
баРабан
зебРа
веРтолет
жиРаф
носоРог
кРовать
коРова
гРуша
кРужка
Рыба
Роза
Рак
1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (баран, арбуз, ворона, сыр, жираф, вертолет, зебра, барабан и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово «пРыг» : 
пРыг на баРана
пРыг на аРбуз
пРыг на воРону и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у баРана – аРбуз, у воРоны – сыР и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предметы живые красивыми, а неживые - хорошими : баРан – кРасивый, а аРбуз – хоРоший, воРона – кРасивая, а сыР – хоРоший и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один баРан, два баРана, пять баРанов и т.д. 
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : баРан - баРашек, аРбуз - аРбузик и т.д.
7. Раскрась живые предметы в красный цвет, неживые предметы – в серый цвет.
8. Показывай и называй баРан – кРасный, аРбуз – сеРый, воРона - кРасная и т.д.
9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между ... , над ... , под ... , и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, баРан и аРбуз – БаРан ест аРбуз)
Следи за правильным произношением звука Р!
Автор материала: Инга Дидковская


ЗВУКОТАБЛИЦА НА ЗВУКИ "Ш - Ж"


Слова – подсказки:Жук,рубаШка,бабуШка,круЖка,

маШина,лоШадь,груШа,миШка,
мыШка,ноЖик,еЖик,лоЖка,
Шкаф,коШка,ШиШка,Жираф


*ЖукрубаШкабабуШкакруЖка
маШиналоШадьгруШамиШка

мыШканоЖикеЖикЛожка

ШкафкоШкаШиШкаЖираф


1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * 
(жук, рубашка, бабушка, кружка, мишка, груша…) 
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово «Шаг» : 
Шаг – Жук, 
Шаг – рубаШка,
Шаг – бабуШка и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у Жука – рубаШка, у бабуШки – круЖка и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя Живой – неЖивойЖук – Живой, рубаШка – неЖивая, бабуШка – Живая, круЖка – неЖивая и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один Жук, два Жука, пять Жуков ; одна маШина, две маШины, пять маШин и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме: Жук – Жучок, маШина – маШинка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в оранжевый цвет.
8. Показывай и называй Жук – Желтый, рубаШка – оранЖевая, бабуШка – Желтая и т.д. 
9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
11. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, Жук и рубаШка – Жук надел новую рубаШку )
Следи за правильным произношением звуков Ш - Ж!
Автор материала: Инга Дидковская



АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Р" 
Проговаривать слоги и слова, чётко выделяя звук "Р".
ра-ра-ра - рак               ра-ра-ра - рама
ра-ра-ра - ранец          ры-ры-ры - рыба
ры-ры-ры - рысь          ры-ры-ры - рынок
ро-ро-ро – рот              ро-ро-ро - робот                   
ро-ро-ро – рог              ру-ру-ру - руки                                        
ру-ру-ру -  руль             ру-ру-ру - Русь

Рома видит рыбу.                                      Рая моет рамы.

Ромин папа-рыбак.                                    Рая ходит на рынок.
Рома готовит рыбный суп.                       У Раи на клумбе растут розы.
Рома и Рая едят рыбу.                             У Раи новый ранец.
Ранний рассвет.                                        Радушная родня.
Разные ракушки.                                       Разлитый рассол.
Раина расчёска.                                       Разбитая раковина.
Работящий рабочий.                                Радостные родители.
Рыбный рынок.                                          Рычание рыси.
Рассказ рыбака.                                        Последний рывок.
Рытвина у дома.                                        Рабочий рычаг.
Рыжий рысёнок.                                        Разделанная рыба.
Розовые розы.                                          Робкий Рома.
Ровный ров.                                              Осиновые рощи.
Роспуск роты.                                            Роль робота.
Румяный рулет.                                         Рукав рубашки.
Русая русалка.                                          Рукавицы на руках.
Роза читает рассказ.                                 В клетке рыжий рысёнок.
На кустах радужная роса.                         Рабочие рыли ров.
В саду розовые розы.                               У Раи новые рукавицы.

Ра-ра-ра - высокая гора.                         
Ра-ра-ра – тонкая кора.                                                      
Ра-ра-ра   - тёплая нора.                         
Ра-ра-ра – весенняя пора.
Ра-ра-ра – мы ловим комара.                 
Ра-ра-ра – стоит летняя жара.
Ра-ра-ра – убежали со двора.              
Ра-ра-ра – мне домой идти пора.                                    
Ро-ро-ро  -   новое перо.                    
Ро-ро-ро – позвонили мы в бюро.
Рок-рок-рок – покупаю я сырок.          
Рок-рок-рок – потяните за шнурок.                                                              
Ру-ру-ру - скачет кенгуру.                    
Ру-ру-ру – котлеты на пару.
Ру-ру-ру – погуляем мы в бору.          
Ру-ру-ру – много ягод наберу
Ру-ру-ру – ручку в школу я беру.          
Ру-ру-ру – у забора кенгуру.
Ры-ры-ры - синие шары.                        
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры - много детворы.                   
Ры-ры-ры – наточили топоры.
Ры-ры-ры – сидит ёжик у норы.            
Ры-ры-ры – добежали до горы.

Кра-кра-кра – край            кро-кро-кро - крот
кра-кра-кра – краб            кро-кро-кро - кровь
кра-кра-кра –красный      кро-кро-кро - кросс
кра-кра-кра – кран            кро-кро-кро - крошки
кра-кра-кра –икра             кро-кро-кро - микроб
кра-кра-кра – краска        кро-кро-кро – крокус
кры-кры-кры – крыса        кру-кру-кру – круг
кры-кры-кры – крыша       кру-кру-кру -крупный
кры-кры-кры – Крым         кру-кру-кру – вокруг
кры-кры-кры – крыть        кру-кру-кру – кружка
кры-кры-кры – открыть    кру-кру-кру – крутой

Рка-рко-рку-ркы              арк-орк-урк-ырк
Рко-рку-ркы-рка              орк-урк-ырк-арк
Рку-ркы-рка-рко              ырк-арк-орк-урк
Гра-гра-гра – град            гро-гро-гро - гром
Гра-гра-гра – грамм         гро-гро-гро - грохот
Гра-гра-гра – игра            гро-гро-гро - грозы
Гра-гра-гра – играть        гра-гра-гра – грамота
гро-гро-гро – громкий      гру-гру-гру - груша
гру-гру-гру - грузовик        гру-гру-гру – грусть
Гра-гра-гра – граната      гра-гра-гра – график                              

Бра-бра-бра – брат           бро-бро-бро - брови
Бра-бра-бра – браво        бро-бро-бро - брось
Бра-бра-бра – брак           бро-бро-бро - брод
Бра-бра-бра – брызги       бро-бро-бро - бронза
Бра-бра-бра – брынза      бру-бру-бру - брусья
Бра-бра-бра – брысь        бру-бру-бру-брусника
Бра-бра-бра – брызгать   бру-бру-бру – брусок
Абр-обр-убр-ыбр              бра-бро-бру-бры
Обр-ыбр-убр-абр              бро-бру-бры-бра

Пра-пра-пра – право         пру-пру-пру - пруд
пра-пра-пра – правда        пру-пру-пру-прутик
пра-пра-пра – направо
пру-пру-пру- пружина
пра-пра-пра – праздник          
Про-про-про - просо        пры-пры-пры-прыгать
про-про-про -пробка        пры-пры-пры-прыжок
про-про-про – пропуск     про-про-про - провод
ры-пры-пры – прыгун     
Рань, рана, рога, рагу, ракета, рахит, радио,радуга, ракита, работа, рампа, родня, родник, ратник, рогатка, ракетка, равнина, рафинад, романтик, раковина, роса, разум, ранец, рация, радиус, рассудок, ротозей, рассвет, раскат, романс, радость, розетка, росинка, разница, развязка, расписка, ровесник, растение, рожок, рогач, рогожа, рабочий, ракушка, расческа, разведчик, радушие, ралли, рассол, рогалик, развал, разлив, раскол, рояль, разлука, родители, развалина, расщелина, раздевалка.


Скороговорки и трудноговорки для автоматизации звука [Л]


Около кола колокола.
У Влада кол, 
На колу колокол. 
Палку толкал лапкой Полкан.
Наш Полкан попал в капкан.
Зол на золу лозы. 
Дул на золу лозы. 
Колдун долго колдовал в лодке.
Ласка-плакса плакала в классе. 
Лала ела халву под одеялом.
Нил мыл пол и ныл.
Фёкла ела свеклу.
Свёкла у Фёклы мокла и сохла. 
Сохла и мокла, пока не поблёкла. 
В огороде Фёкла ахала и охала, 
Уродилась свёкла не на грядке – около. 
Жалко свёклу, жалко Фёклу. 
Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!» 
Платон плыл на плоту.
У плуга на углу луга Пелагея. 
Пугало напугало иволгу на лугу в таволге. 
На болонку лайка долго лаяла.
Кашку слопал –
Чашку об пол.
Галка села на палку,
Палка ударила галку. 
Села мышка в уголок, 
Съела колбасы кусок. 
Платок в палатке,
На платке заплатки.
У клуба на клумбе клубок как колобок.
У елки иголки колки.
Галдела галка на елке.
Клала Клава лук на полку,
Позвала к себе Николку.
Клава клала клад в колоду. 
Клад уплыл от Клавы в воду. 
Ловкие уловки в кладовке у Вовки.
Сорока балаболка, 
Кобылка белобока.
Вкусна халва, 
Халве хвала.
Михаил играл в футбол, 
Он забил в ворота гол. 
Колпак – под колпаком, 
Под колпаком – колпак.
Сшит колпак, 
Вязан колпак, 
Да не по-колпаковски. 
Сшит колпак, да не по-колпаковски, 
Вылит колокол, да не по-колоколовски. 
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, 
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 
Мама Милу мыла с мылом, 
Мила мыла не любила. 
Мыла Мила мишку мылом, 
Мила мыло уронила. 

Мишку мылом не домыла. 
Маланья-болтунья 
Молоко болтала, болтала, 
Выбалтывала, выбалтывала,
Да не выболтала.
Иван-болван
Молоко болтал,
Да не выболтал.
Дятел дуб долбил, долбил, 
Да не продолбил, и не выдолбил. 
Кот молоко лакал, 
А Слава булку в молоко макал.
Вбил кол в частокол,
Полприколошматил.
Карл клал лук на ларь. 
Клара крала лук с ларя. 
Камбала болтала без умолку о белых бакланах
И спелых баклажанах. 
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа. 
Полоскала, полоскала – 
Полосатой речка стала.
Был мел бел. 
Бык мел съел. 
Лайка на лавке, 
У лайки лапки, 
На лапках лапти.
ЗВУК  "Л"
Продолжаем занятия по автоматизации звука "Л в словах. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. 
В этом упражнении звук Л произносится длительно!
Лапа, лавка, лампа, ластик, ласточка, лак, лаз, ландыш, юла, дела, зола, жила, мама, пила, кулак, калач, салат, халат, палатка, булавка, скала, лупа, лук, луч, лунка,  шалун, луковица, лось, лодка, локоть, ложка, лом, лов, лоб, лошадь, болото, калоши, колодец, пилот, Володя, чулок, холодный, голод­ный, поломка, лыко, лыжник, лыжи, столы, колы, голы, волы, полынь, малыш, улыбка, булыжник, школа, Мила, ела, мыло, дуло, бегала, ходила, водила, возила, носила, одела, читала, обидела, луна, лужок, лук, лунатик, лукошко, голубь, желудь, палуба, получать, белый, смелый, алый, лыко, целый, вилы, спелый, пчелы, бокалы, пеналы, каналы, вокзалы, каникулы, малыши.
Автоматизация звука [Л] в словах  со стечением согласных (бла, пла, фла, гла, бло, блу, кла, кло, клу, пло, плу, ело, слу, глы, гшы и т. д.).
благо          плот            зло             блуза
глаза          плут            злодей       клубок
класс          плуг             слон           клумба
платок       блокада        слово         глыба
флаг          блокнот        клок          слух
сладость    флот            клоп          заслуга
шлак         флоксы         клоун         глупый
Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.
ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.
ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ш"
Рекомендации 
Если ребенок научился изолированно произносить звук ш, для его автоматизации предлагается следующий порядок:
- вначале слов перед согласными (ш-каф);
- перед согласными в середине слова ( бабу-ш-ка);
- в конце слов (малыш).
Если ребенок научился произносить звук слитно с последующими гласными, то он включается в соответствующие слова (шапка, машина, лап-ша, кув-шин).
Вопросы и задания автоматизация звука "Ш" для рисунков.
1. Что находится в ванной комнате?
2. Запомните и пропойте потешку:
— Ладушки, ладушки, Где были?
— У бабушки...
3. Где растут камыши?
4. Что такое старт? Что такое финиш?
5. Назовите лесные цветы.
6. Сравните ковш у экскаватора и кухонный ковшик.
7. Опишите ерша. Назовите рыб, которые живут в реке.
8. Какие блюда готовят из фарша?
9. Продолжите ряд:
один карандаш
— много карандашей,
один фломастер — ...,
одна ручка — ...,
одна тетрадь — ...,
одна книга — ...
душ

камыш

малыш

 финиш
ковш

ландыш

ёрш

фарш

карандаш
 Автоматизация звука Л.
Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, получается гласный звук.
Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук.
Произносить (читать) слоги.
Ла - ло - лу - лы
Ло - лу - ла - лы
Лу - лы - лы - ло

лы - лу - ло - ла
ла - лы - лу - ло
лы - ла - ло - лу

ал - ол - ул - ыл
ял - ёл - юл - ил - ел
ал - ял - ол - ёл

Произносить (читать) слова.
Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.
Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, выгнал.
Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.
Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.
Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.
Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.
Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.
Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.
Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

Постановка и автоматизация звуков, советы родителям

Правильная речь имеет важное значение для полноценного психофизического развития человека, особенно важна роль постановки и автоматизации звуков в детском возрасте. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Такой ребенок может понятно выразить свои желания и мысли, правильно задать вопросы, договориться со сверстниками в командной игре. И наоборот, нечеткая речь, дефекты звукопроизношения ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Ребенок стесняется рассказывать стихотворения, участвовать в праздниках, общаться с детьми и взрослыми. Искаженное звукопроизношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду. А в школе эти трудности возрастают и в тетрадях по русскому языку появляется масса необычных ошибок. Для овладения грамотой имеет существенное значение степень сформированное всех сторон речи.
Таким детям требуется помощь взрослого. В одних случаях необходима специальная логопедическая работа. В других — консультации логопеда. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Для достижения успеха необходимо создать благоприятные условия для работы по формированию правильного звукопроизношения, автоматизации звуков в речи, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, пространственно-временных отношений, зрительномоторной координации.

Схема артикуляционного аппарата
http://logoped18.ru/

Правильная артикуляция звука Ш

1. губы в полуулыбке (характерное для нормированной артикуляции положение губ рупором на этапе постановки не используется для предотвращения участия щек в образовании звука);
2. рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3-5 мм;
3. широкий язык поднят к альвеолам или к переднему краю твердого неба, но не прижат; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
При артикуляции звука Ш
Зрительно контролируется положение широкого языка, поднятого за верхние зубы.
Тактильно – наличие теплой воздушной струи, направленной по средней линии.
Аудиально – совпадение полученного и нормированного звука.
После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука (сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).
Наиболее распространенные ошибки
1. неправильная работа губ;
2. сжимание зубов;
3. плотное смыкание языка с альвеолами и пропускание воздушной струи через провисающий боковой край;
4. сужение языка;
5. слишком слабый выдох или направление воздушной струи в нос.

Правильная артикуляция звука Ж

1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
2. зубы сближены;
3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос;


артикуляция звука Ж

Правильная артикуляция твердого звука Л

1. губы в полуулыбке;
2. зубы сближены;
3. кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу;
4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
голос. артикуляция мягкого звука Ль

Наиболее распространенные ошибки

1. язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами;
2. отсутствие плотной смычки. На схеме стрелкой обозначается направление усилия (вперед), предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы;
Постановка звука Л
3. неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Схема фиксирует внимание на положение губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо на этапе постановке звука. В дальнейшем губы нейтральны и принимают положение следующего гласного;
Положение губ при артикуляции звука Л
4. неправильный выдох - форсированный (слышится звук, близкий к «ф», образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «н»). Внимание ребенка обращается на участие мягкого неба, ротовой выдох и плавную воздушную струю с участием голоса.
 Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая.

Воздушная струя

Правильная артикуляция твердого звука Р

1. губы находятся в положении следующего гласного;
2. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
кончик языка начинает вибрировать
6. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
7. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.
Наиболее распространенные ошибки.
1. при выдохе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка и коренных зубов.
при выдохе язык сужается
2. при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибраций. Ребенку предлагается «привязать» язык к альвеолам или поддержать язык снизу пальцем или зондом.
Вызывание вибрации кончика языка при постановке Р
3. слишком слабая воздушная струя. Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять контроль усилий.  

1 комментарий:

  1. Спасибо за интересный материал по автоматизации звуков!

    ОтветитьУдалить