четверг, 27 февраля 2014 г.

Где лево, где право?

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровне интеллектуального развития ребенка.
Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.
Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.
Давайте научим малыша различать где лево, где право. А если ваш малыш уже хорошо в этом разбирается, то закрепим эти знания.



1) Просим малыша положить обе свои ручки на стол и посмотреть на них. Встаём за его спинкой, обнимаем его. Показываем на правую ручку, говорим «это правая рука». Показываем на левую ручку, говорим «это левая рука».
Кладем свои руки рядом с ручками малыша. Просим показать, где мамина правая рука, а где левая рука. Если малыш сомневается или отвечает неправильно, то помогите ему. И это для вас сигнал, что с этой темой (и с любой другой) надо позаниматься несколько раз, до тех пор, пока малыш не уяснит и это не станет автоматом. Например, каждый день в течении недели.
Теперь обращаем внимание на ножки малыша. Если с этим заданием справились, попросите сказать, где ваша правая и левая нога. В это время стойте к малышу спиной, перед ним.
2) Давайте поиграем в игру «Ручки перепутались».
Попросим малыша положить снова ручки на стол, только «нарисуем» ими букву Х, то есть скрестим. Спросите малыша: «Куда убежала правая ручка ? А где левая ручка ?» Если он ответит правильно, обязательно похвалите! И всегда помните, что ваше одобрение, похвала, нежное слово – это как целительная сила для них, повышающая не только настроение, но и самооценку, улучшающая здоровье, хорошее успокоительное и самое ценное на свете ! Если малыш не справится – помогите ему. Когда он освоит это упражнение, можно перейти к вашим рукам. Также как в первом задании, только в скрещенном варианте.
3) Сюда очень хорошо подойдет старая, всем известная игра со спрятанной маленькой игрушкой, которая уместится в детском кулачке. Почему в детском ? Сначала игрушку будете прятать вы и спрашивать: «В какой руке ?» А когда малыш научится угадывать и поймет суть игры, предложите ему самому спрятать в кулачке игрушку. Потом, не разжимая рук, показать ручки вам, а вы попробуете угадать, в каком кулачке спряталась игрушка. 
4) Обведите на листах бумаги правую и левую ручки ребенка. Если не дастся, то обведите свои руки и предложите ребенку украсить их. Например, «одеть» на них красивые перчатки. Можно сделать зигзаги и пятнышки с помощью пальчиковых красок. Или украсить наклейками.
5) Возьмите лист бумаги и наклейте на него посередине большого мишку (картинку можно взять из старых журналов или раскрашенных раскрасок). Поговорите за мишку:
«Здравствуй, мой Друг ! (можно добавить имя ребенка)
Ты знаешь кто я ? Правильно. Придумаешь мне имя ? Спасибо. Мне твоя мама сказала, что ты сейчас изучаешь правую и левую стороны. А сможешь показать, где у меня какая лапа ? Я сам часто путаюсь.»
*Обратите внимание, что мишка стоит лицом к ребенку, значит и положение лап тоже меняется. Встаньте лицом к ребенку. Пусть он попробует определить у Вас, где левые рука и нога, а где правые.
Предложите малышу подарить мишке цветочек и воздушный шарик. В левую лапку пусть малыш даст мишке цветочек,  а в правую – шарик. Какого цвета будут цветочек и шарик ? А где мишка находится ? В комнате, на улице или где-то ещё ? Что рядом с ним может быть ?
Например. Давай нарисуем над мишкой солнышко. В каком углу его нарисовать ? Может быть в верхнем правом ? Покажи, где это ? А радугу в верхнем левом углу. Это где ? В нижнем левом углу нарисуем лужицу с лодочкой. Покажи, пожалуйста. А в нижнем правом лягушку. Мишке одному скучно. Пусть у него будет друг. Покажи, где будет сидеть лягушка. Хочешь раскрасить картинку ? Пусть раскрашивает, как захочет.
Для более взрослых детей можно предложить следующие игры.  Жмите
Постарайтесь почаще, в разных ситуациях спрашивать малыша где лево, где право.  Например, идете по улице и спросите: «В какую сторону нам сейчас надо повернуть ?»  Тренируйтесь до тех пор, пока не доведете этот навык до автоматизма. В будущем ребенку будет легче ориентироваться в незнакомом месте.
По материалам сайта "На крыльях времени"http://wingstime.ru/gde-levo-gde-pravo-msh1/

Комментариев нет:

Отправить комментарий