среда, 7 октября 2015 г.

Развитие эмоционального мира дошкольников

В настоящее время особо значимой является проблема исследования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями в развитии, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико­жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его успех в межличностном общении. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими. Всему этому надо учиться. Взрослые, сопровождающие детей, могут научить их понимать «язык эмоций» ­ научить присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению глаз, улавливать изменения в интонации речи, замечать и понимать различные нюансы её звучания. 
Понятие «эмоциональный интеллект» охватывает следующие способности:
• Способность распознавать собственные эмоции;
• Способность владеть собственными эмоциями;
• Способность к самомотивации;
• Коммуникативная способность.
Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре поможет
формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности. Игры не только развивают умение детей в распознании различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь дошкольников, но и способствуют развитию зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, развивают у детей глазодвигательную функцию, формируют чувство близости с другими, чувства ценности других и самоценности.
1. Игра «Солнце, дождь и ветер». Цель: развивать у детей внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов, мимику и пантомимику. Ход игры: на разные 3 сигнала – картинки: солнце, туча, ветер – дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице.
Смотри, не зевай!
Солнце, дождь и ветер различай!
Что увидишь на картинке, то и проживай!
«Солнце» ­ подпрыгивают, хлопают в ладоши, улыбаются.
«Туча» ­ тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу. На лице грусть, недовольство. Очень неприятно, потому что у детей нет зонта.
«Ветер» ­ дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, на лице спокойствие.
Для развития внимания нужно менять сигнал и его название.
2. Игра «Яблочное настроение». Цель: закреплять умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний (чувств) по мимике, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать различные эмоции, развивать цветовосприятие, цветоощущение. Ход игры: рассмотреть красивые необычные яблоки (их может принести сказочный персонаж).


Беседа:
• какое настроение у этого яблока? (весёлое, радостное)
• какое чувство оно переживает? (веселье, радость)
 • какого цвета грустное яблоко? И т. д.
• обыгрывание и показ яблочного настроения.
3. Игра «Солнце, облака и месяц». Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния по мимике на рисунках, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать разные эмоции. Развивать зрительное внимание, восприятие: глазодвигательную функцию, прослеживающую функцию взора.
Ход игры: рассказать детям сказку с использованием иллюстраций.
«На ночном небе звёзды светят ярким светом, как фонарики. Когда наступает утро, небо становится светлым и всходит доброе Солнышко. Его любят все люди, природа: звери, птицы, цветы, деревья. Вокруг Солнца проплывают Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обгоняя друг друга и играя в догонялки. Однажды Солнце задержалось и не появилось на небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облачко испугалось и всё время повторяло: «Как страшно без Солнца. Я боюсь, боюсь!» Другое Облачко так расстроилось, что даже стало плакать: «Кап­-кап!». А это Облачко обиделось, рассердилось на своих друзей, на Солнце, нахмурило брови, стало ругаться и даже драться с другими Облаками. От этого появились молнии, загремел гром. Только одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассердилось. Оно всех успокаивало: «Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнце обязательно скоро взойдёт, и мы все успокоимся. Давайте будем танцевать, улыбаться и тогда Солнышко к нам вернётся». Облака послушались и перестали злиться и грустить, стали улыбаться, петь песни и танцевать. И произошло чудо – Солнышко выглянуло и согрело всех своими лучами. Всё стало как прежде. Вечером Солнце ушло спать, а на небе появился Месяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и все заснули волшебным сном. Месяц улыбался и от удовольствия даже сам закрыл глаза. А звёздочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, что на небе царит покой и дружба». 
Вопросы и задания: ­найдите глазами облако, которое улыбается? Грустит? Злится? ­какое настроение у облака с права от грустного? ­какое облако слева от злого? ­какое облако висит ниже всех? Выше всех? ­кто выше всех (солнце? ­у кого на небе одинаковое настроение? ­постарайтесь проследить глазами (нарисовать) дорожку от весёлого облака к злому облаку, от испуганного облака к солнцу. И т. д.
4. Игра «Новый клубочек». Цель: развивать уверенность, гордость за свои успехи, новые знания и умения; формировать чувство близости с другими; способствовать принятию детьми друг друга; формировать чувство ценности других и самоценности.
Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубочек и рассказывают: ­какое у них сегодня настроение; ­сравнивают своё настроение с каким-­либо явлением природы; ­передают пожелания друг другу; ­затем рассказать детям, что в мире всё меняется, и к ним пришёл новый клубочек (клубок другого цвета и размера). Он повзрослел, стал больше, т. к. у него больше знаний. Клубочек хочет услышать от своих друзей, чему новому они научились, что нового узнали, какое настроение у них сейчас и почему? Клубочек желает своим друзьям, чтобы они стремились узнать что­-то новое и интересное и хотели измениться в лучшую сторону, чтобы быть умными,
интересными людьми. 
5. Игры: «Рукопожатие по кругу»; «Испорченный телефон» (передаём радостные слова, страшные слова, грустные слова и т. д.) ; «Комплименты»; «Вместе весело шагать… » (пение песен в кругу) ; «Волшебный стул» (на стуле сидит грустный или обиженный ребёнок, дети по очереди кладут ему руку на плечо и говорят добрые и ласковые слова).
6. Упражнения:
• «Встаньте все, кто…. любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы, и т. д.»
• «Что такое радость?» (высказывания детей)
• «Кто как радуется?»
• «Что нам делать с этим чувством?»
• «Зеркало» (показ перед зеркалом своих эмоций).
• «Волшебный мешочек» (оставить в мешочке все плохие слова).
• «Коврик злости»
• «Возьми себя в руки» (при неприятной ситуации обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека).
• «Фигуры эмоций», «Поставь балл эмоции», «Угадай эмоцию».
• «Связующая нить».
7. Релаксационные упражнения: Солнечный зайчик, Воздушный шарик, Самолёт, Тропический остров, Спаси птенца.
8. Использование ритуалов:
• приветствия – радость от встречи, желание играть со всеми, пожелания радостного настроения, здороваемся с солнышком и небом, со всеми детьми;
• прощания – пожелания друг другу, прощание с добрыми словами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий