среда, 17 октября 2018 г.

Учёт зрительной нагрузки при работе с детьми с нарушением зрения


   
Л. А. Григорян разработаны рекомендации к организации зрительных нагрузок в детском саду для детей с косоглазием и амблиопией.
Разработанная Л. А. Григорян система зрительных нагрузок направлена на повышение остроты зрения, используется также и для зрительной гимнастики, включающей упражнения по укреплению мышечного аппарата глаза и снятия зрительного утомления, позволяет учитывать рекомендации офтальмо-гигиенического характера по отбору дидактического материала на занятиях с детьми.
В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции.
В зависимости от рефракции (близорукости или гиперметропии) система работы по повышению остроты зрения различна:
- при дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы более мелкого размера;
- при близорукости не допускается зрительная перегрузка, и пособия, и материалы делаются более крупного размера.
Большое значение в организации работы по развитию зрительного   восприятия детей с нарушением зрения имеют  различные   наглядные   пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях.
Зрительная  нагрузка № 1 (3 – 4 года)
Острота зрения:  0,01 – 0,3.  
Вид косоглазия: не учитывается .
Время занятий:  соответствует возрастным нормам 5 -15 минут, занятия проводят 1-2 раза в день.
Материал: крупных размеров (не менее 2 - 3-х см),  ярких, преимущественно контрастных цветов: красный, зеленый, оранжевый.
Задачи: способствовать повышению остроты зрения детей, обогащению сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи.

Зрительная  нагрузка № 2 (3 – 4 года)
Острота зрения:  0,4 – 1,0.   
Вид косоглазия:  учитывается (сходящееся, расходящееся).
Время занятий:  соответствует возрастным нормам 5 -15 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.
Материал: размер  менее 2-х см,  ярких, преимущественно контрастных цветов.
Задачи: повышение остроты зрения детей, обогащение сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи.
Зрительная  нагрузка № 3 (5 – 7 лет)
Острота зрения:  0,01 – 0,3.   
Вид косоглазия:  не учитывается.   
Время занятий:  соответствует возрастным нормам 15 -20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.
Материал:  размер 2 см и меньше, ярких, преимущественно контрастных цветов, разнообразной формы.
Время дня: утро и вечер.
Задачи: создавать условия для повышения остроты зрения детей, способствовать обогащению сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в активной речи.
Зрительная  нагрузка № 4 (5 – 7 лет)
Острота зрения:  0,01 – 0,3.   
Вид косоглазия: не учитывается. 
Фиксация: центральная, неустойчивая.   
Время занятий: 15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.
Время дня: преимущественно днем (полдень), т.к. работает центральная ямка сетчатки.
Материал:  размер менее 2-х см,  ярких, преимущественно контрастных цветов: оранжевый, красный,   зеленый, желтый.
Задачи: обеспечивать условия для повышения остроты зрения, выработки устойчивой центральной фиксации, используя упражнения на локализацию, обогащать сенсорный опыт детей, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи.
Зрительная  нагрузка № 5 (5 – 7 лет)
Острота зрения:  0,4 – 0,8.   
Вид косоглазия:  сходящееся.   
Фиксация: центральная.  
Время занятий:  соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 1-2 раза в день.
Время дня: любое.
Материал: размер  менее 2-х см,  ярких, преимущественно контрастных цветов.
Задачи: создать условия для повышения остроты зрения детей, обогащения их сенсорного опыта.
Зрительная  нагрузка № 6 (5 – 7 лет)
Острота зрения:  0,4 – 1,0.   
Вид косоглазия:  учитывается, косоглазие расходящееся.
Фиксация: центральная.  
Время занятий:  соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.
Время дня: любое.
Материал: размер менее 2-х см, разнообразный.
Задачи: повышение остроты зрения детей, усиление аккомодации.
Зрительная  нагрузка № 7 (5 – 7 лет)
Острота зрения:  0,8 – 1,0.   
Вид косоглазия:  не учитывается, т.к. угол косоглазия минимальный или его не имеется.
Время занятий:  соответствует возрастным нормам 15-20 мин., занятия проводят 1-2 раза в день.
Время дня: любое.
Задачи: способствовать  разработке и улучшению зрительно-двигательных функций глаза, повышению скорости зрительного восприятия, выработке устойчивого бинокулярного зрения, закреплению высокой остроты зрения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий