вторник, 6 августа 2019 г.

Учим стихи с помощью мнемотехники

Использование метода моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания стихотворений. Приёмы моделирования помогают удерживать в памяти слово при помощи картинки. При этом виде деятельности слух и зрение детей действуют активно и согласованно. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным путем добытого представления.Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника  в переводе с греческого — искусство запоминания, т. е. технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации и увеличение объёма памяти путём образования дополнительных  зрительных ассоциаций, в виде игры.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы–рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
При заучивании с детьми стихов стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить детей читать стихи выразительно.
Методика использования мнемотехники:
- Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».   
- Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например: 
Кошка в окошке подушку шьёт, 
Мышка в сапожках избушку метёт.

И позже к мнемотаблицам.

- Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный.
- В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, когда у детей накоплен основной словарный запас. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
 Этапы работы над стихотворением:
- Взрослый  выразительно читает стихотворение;
- Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
- Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
- Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
- Читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий