понедельник, 12 ноября 2012 г.

Правильное обучение письму

    Говоря о подготовке руки ребёнка к письму, взрослые должны учитывать особенности строения детской руки. Многие дети, начиная школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают, что приводит к подёргиванию,  дрожанию пальцев. Развивать "нужные" мышцы ручным трудом: лепкой, конструированием, работой с бумагой, природным материалом, а также штриховка фигур, рисование, раскрашивание рисунков.
Подбирайте раскраски с учётом особенностей и возраста вашего ребёнка. Если ему сложно раскрашивать мелкие детали – пусть начнёт с крупных рисунков, постепенно переходя к таким, где величина деталей уменьшается, а количество их увеличивается. При раскрашивании покажите, как меняется цвет в зависимости от силы нажима на карандаш, а значит важно равномерно надавливать на него. Дети очень любят составлять рисунки из геометрических фигур, которые потом удобно штриховать. Приобретите ребёнку линейку, трафареты с выбитыми фигурами или сделайте шаблон из картона. Ребёнка нужно научить правильно держать ручку (карандаш): тремя пальцами – большим, указательным, средним. Держать ручку необходимо не ниже чем за 2 см до носика стержня, верхний её конец направлен в плечо пишущего. Правильно подберите карандаш, как и ручка, они не должны гнуться, быть слишком толстыми или тонкими для пальцев ребёнка. Изучив все звуки и буквы, параллельно с обучением чтению можно учить ребёнка писать печатные буквы, а по мере их изучения – слоги, слова, короткие предложения. Буквы удобнее писать в тетради в крупную клетку, используя сначала буквы высотой  4 клетки (с учетом зрения ребенка), переходя к более мелким - высотой 1 клетку, соблюдая их размер. Полезно и списывание слов с образца, и письмо под диктовку мамы. Если ребёнок старается писать слишком быстро, он может пропускать буквы, как гласные (лв – вместо лев, кнга – вместо книга), так и согласные (вок – вместо волк). Поэтому диктовать ребёнку слова надо не спеша, пропевая звуки, чтобы ребёнок успевал услышать все звуки в словах и писать за вами (д-д-д-о-о-о-м-м-м).  Когда он начнёт писать быстрее, «распевку» можно будет сократить. Чтобы письму придать игровой характер, можно писать друг другу короткие записки («Я хочу кашу»и т.п.). Не ругайте ребёнка, если он пишет буквы так, как слышит звук (вада, снек, што). Тактично объясните ему, что существуют слова, которые пишутся не так, как слышатся. Об этих правилах он узнает в школе. Большими вашими помощниками в обучении станут детские книги с элементами заданий. При выполнении различных упражнений хвалите ребёнка за его любые достижения. Ведь дети так радуются и гордятся своими успехами, обретают уверенность в результативности своей деятельности.
Использованы материалы Ребровой О.

Комментариев нет:

Отправить комментарий