среда, 15 мая 2013 г.

Развиваем память ребёнка

  Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Ребёнок запоминает то, что приобрело в его жизни, в его деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной цели запомнить что-либо. Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в процессе игровой деятельности. Предлагаю некоторые задания и игры на развитие и совершенствование памяти ребёнка.
1. «Зоопарк»
Оборудование:  картинки разных животных. (например, лось, тигр, крокодил, баран, медведь и т.д.).

Ход игры: Ребёнку предлагают представить, что он гуляет по зоопарку, и перечисляют животных. Затем просят вспомнить и назвать тех животных, кого не назвали. Далее ребёнку предлагают посмотреть на картинки и показать животных, которых называл взрослый. А затем найти и показать тех животных, которых назвал ребёнок. Картинки убираются и ребёнка просят вспомнить и назвать животных в том порядке, в каком они предъявлялись в начале.
2. «Запоминаем скороговорки»
Оборудование: скороговорки разной длины:
5 слов: Наш Полкан попал в капкан. Вымыли мышки миску для мишки. 
6 слов: Полы мыла Алла, а Люда помогала. Варежки у Вари пропали на базаре. 
7 слов: Целый день цыплёнок Цып возле курицы сидит. Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. Три свиристели еле-еле свистели на ели.
8 слов: Налили Лене лимонада, а ей ещё лимона надо. Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила.
Ход игры: Предложить детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

3. «Бабушка укладывает в свой чемодан...»
Ход игры: Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше — компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: "Бабушка укладывает в свой чемодан... расческу", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: "Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и... тапочки" и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.

4. «Запомни и нарисуй»
Оборудование: карточки с заданиями (например, нарисуй 5 бусинок так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – синего). Постепенно задания усложняются (например, нарисуй 5 квадратов так, чтобы четвёртый квадрат был зелёного цвета, а средний – самый маленький).  Лист бумаги (А-4), цветные карандаши.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить задание, а затем выполнить это задание на бумаге.

5. Запомни какого цвета каждый предмет, закрой верхнюю часть и назови картинки по цветам.

6. Запомни и назови поочерёдно ряды цифр.

7. «Узнай предмет». 
Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание.Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.... 
8. «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.... 




Комментариев нет:

Отправить комментарий