среда, 9 сентября 2015 г.

Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии». Одна их таких технологий – это зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз является обязательным компонент коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, проводится она во всех видах детской деятельности: на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями, в игровой деятельности.  
                                                                       
Гимнастика служит для профилактики зрительного утомления, а так же препятствует снижению остроты зрения.                                                                                  Зрительное утомление зависит от множества причин. В основном быстрое утомление наступает при чтении и, особенно при письме, рисовании, а также при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии.                                         Следовательно, непрерывная зрительная нагрузка для детей с патологией зрения не должна превышать 10 минут.                                                                                           Как, показали современные исследования, гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение:

- улучшает кровоснабжение глазных яблок,
- нормализует тонус глазодвигательных мышц,
- способствует быстрому снятию зрительного утомления.
При проведении гимнастики для глаз необходимо соблюдать общие правила:
- всегда снимать очки;
- сидеть (стоять) прямо, опустить и расслабить плечи;
- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;
- сосредоточить все внимание на глазах;
- после выполнения упражнения хорошо потянуться и часто поморгать;
- гимнастику глаз следует проводить постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 2 - 3-х до 5-ти минут.
Быстрая зрительная утомляемость детей требует частой смены деятельности на занятиях, в играх, во всех режимных моментах, поэтому используются различные виды зрительных гимнастик:
С использованием художественного слова и без него.
С использованием атрибутов (игрушек, картинок и т. д.) и без них.
С использованием специальных пособий (плакатов, тренажеров и пр.) .
С использованием ИКТ.
Использование художественного слова. Очень часто используем гимнастики в стихах, так как словесные инструкции в стихотворной форме очень легко воспринимаются и с удовольствием выполняются детьми.
Упражнения для глаз
Будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх и смотрим вниз.
Смотрим вдаль и смотрим вблизь,
И десяток раз моргнем
И зажмуримся потом.
Если глазки устают –
Упражнения спасут.
И все - таки лучший отдых для глаз – это расслабление.
Очень эффективен для снятия зрительной усталости и улучшения зрения пальцевой самомассаж. Продолжительность его проведения 1, 5 – 2 минуты.Дети в течение 1-2  минут указательными пальчиками рук, выполняют поглаживание век круговыми движениями.   Пальминг не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мыслительного представления. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после интенсивной нагрузки при работе вблизи (рисование, конструирование, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)
Использование атрибутов (игрушек, картинок и т. д.) и без них. Для поддержания интереса детей при проведении гимнастики используют мелкие индивидуальные предметы, картинки, сигнальные метки, яркие игрушки (солнышко, птички, фигурки животных, насекомых, цветочки и т. д.), которые крепятся на стекло окна, надеваются на пальчик и затем по словесным указаниям выполняются упражнения. Например: посмотреть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект (картинку или сигнальную метку на стекле). Повторить 5 раз. Упражнения для глаз можно выполнять и без предметов: посмотреть вперед в течение 2-3 секунд, затем перевести взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25 – 30 см, через 4 – 5 секунд руку опустить. Повторить 10 – 12 раз. Это упражнение укрепляет глазные мышцы, улучшает кровообращение и питание глаз.
Использование специальных пособий (плакатов, тренажеров и пр.) Для развития глазодвигательной функции используются в работе офтальмологические тренажеры. Тренажёры способствует улучшению координации движения глаз, развивают сложные движения, снимают статическое напряжение с мышц глаз, улучшают кровообращение.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, предмет должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде.
Использование ИКТ (информационно - коммуникационных технологий). Этот вид гимнастики выполняется с помощью мультимедийной системы. Такая гимнастика сохраняет зрение детей, помогает им настроиться на учебную деятельность, вызывает у них приятные эмоции. Гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение, дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. Для таких упражнений применяются различные ориентиры на экране: персонажи мультфильма, цветные шарики, цветочки, насекомые и др. Их применение позволяет детям сосредоточить взгляд на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, при этом не напрягая зрение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий