воскресенье, 27 ноября 2016 г.

Игры с гласными звуками

Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. Гласные звуки, проходя через рот, не встречают преград, поэтому называют гласными звуками и поются.В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
Гласные тянутся песенкой  звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.


Игры и упражнения с гласными звуками очень важны для  отработки сильного, плавного и длительного выдоха. Они являются фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов.

Пропевание гласных звуков с движениями.
Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.
«Цветок распускается» — [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
«Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
«Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
«Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
«Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
«Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».
Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания.
Сила голоса соизмеряется  с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») – уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, или громче ровным голосом с опорой на наглядный материал.
Угадывание и проговаривание гласных звуков по соответствующим движениям.
Звук [а] – хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] –  по коленям, звук [у] – удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] – тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] – удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3-4 звукам (3-4) серии.
Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов.
Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».
Взрослый  предлагает  пропеть заданный звук, одновременно прокатывая мяч по полу или шарик по столу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч взрослому: А-а-а.
Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»
Взрослый  предлагает  ребенку, когда он услышит звук [а], стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У.

Комментариев нет:

Отправить комментарий