воскресенье, 22 октября 2017 г.

Развитие зрительного восприятия у детей

Значение восприятия в жизнедеятельности людей огромно. Оно является одним из важных познавательных процессов. На основе восприятия формируются и развиваются все другие познавательные процессы, то есть восприятие оказывает большое влияние на всё психическое развитие ребёнка. Через восприятие человек получает всю информацию об окружающем мире и пользуется ею в познании этого мира в процессе мыслительной и практической деятельности, воображения, речи и т. д.  
Цель предлагаемых игр заключается в  коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Данные игры также способствует развитию высших психических функций, таких как: память, внимание, мышления.

«Угадай животных»
Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.
Оборудование: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).
Инструкция: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их.
2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное.
3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.
 «Деревянные катушки»
Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете.
Оборудование: деревянные катушки с разноцветными нитками.
Инструкция: 1. Назови и покажи - детям даются деревянные катушки с разноцветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их цвет.
2. Возьми и назови - взрослый дает ребенку катушку и просит назвать ее цвет. После чего дает вторую катушку такого же цвета и говорит – они одинаковые. Такое действие выполняют со всеми парами катушек.
3.  «Найди такую же катушку». Взрослый перемешивает все катушки и ребенок должен найти такую же катушку как показал ему взрослый.
«Цилиндры»
Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.
Оборудование: цилиндры.
Инструкция: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.
«Найди цветок для бабочки»
Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете.
Оборудование: четыре цветка большого размера, выполненных из картона, красного, синего, желтого, белого цвета, для наборного полотна; 4 плоскостные фигуры бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей.
Ход игры: Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы,  какого цвета этот цветок? Дети называют  4 цвета. А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы  им можно было спрятаться. Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок. Начинают играть.
После игры подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки?
 «У кого большой мяч?»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: Мячи разной величины по количеству детей.
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом, а взрослый за маленьким столом. Сегодня мы с вами будем играть в новую для вас игру. У меня под салфеткой лежат мячи, сейчас ко мне подойдут  Маша и Наташа и возьмут по мячу.
Дети, какой мяч у Маши (маленький), а какой мяч у Наташи? (большой).  Верно, у Маши маленький мяч, а у Наташи большой мяч.
Миша отвернись пожалуйста, А в это время взрослый меняет у Маши мяч на большой. Не давая Наташе повернуться, спрашиваю: Какой у тебя мяч? Маленький и поворачивается. Какой у Наташе мяч? Маленький.
Такие перемены производятся несколько раз. Затем взрослый вызывает другую пару и так же меняет им мячи, начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их вряд на столе.
Где самый большой мяч? Убирает его. И так, пока останется два мяча. Затем те же действия производят в обратном порядке – от маленького к большому.
«Найди такой же»
Цель: коррекция развития восприятия формы.
Оборудование: Пять больших кругов, пять маленьких кругов.
Ход работы: Взрослый показывает все круги ребенку и делает акцент на том, что они разные. Сперва показываете большие круги по одному, затем маленькие и говорит при этом - «Это круги большие, а это маленькие».  
После демонстрации большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.
Затем взрослый прикладывает два маленьких круга друг к другу, подчеркивая, что они одинаковые.
Далее взрослый показывает круг, например большой, и спрашивает у ребенка, куда положим этот круг? И предлагает ребенку разложить оставшиеся круги. Ребенок раскладывает круги.
Как варианты усложнения можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.
«Бусы»
Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук; закреплять представления о форме.
Оборудование: Большие квадратные и большие круглые бусины, шнур.
Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.
Варианты усложнения: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.
«Пуговки»
Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.
Оборудование: Волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.
Ход игры: Взрослый показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка.
Затем взрослый выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Вариант усложнения: выложить фигуру из пуговок по заданию взрослого без опоры на образец.
«Запомни картинки».
Цель: развитие умения определять форму предмета, относить объекты к определенным категориям предметов, развитие произвольной памяти.
Игровой материал: картинки: мяч, воздушный шар, яблоко, огурец, пирамидка, арбуз, лимон, кубик, дерево, шкаф.
Детям предъявляются картинки. Они их рассматривают и называют, что изображено. После чего картинки убираются, а дети должны сказать на какую форму похож изображенный предмет и назвать обобщающее слово. Например: я вспомнила, что на картинке было изображено яблоко. Оно похоже на круг. Яблоко относится к фруктам.
«Построим дома».
Цель: развитие умение зрительно соотносить форму предметов, проверять свой выбор путем наложения, развитие произвольного внимания.
Игровой материал: картонные дома с прорезями для дверей и окон, картонные крыши, окна, двери разных форм.
Сейчас мы с вами будем в роли строителей, и будем строить дома. Для этого перед вами лежит весь необходимый материал. Вы должны для каждого дома подобрать подходящие окна, крышу, двери.
«Соотнеси предметы».
Цель: развитие умения определять форму предметов и произвольного внимания.
Игровой материал: картинки: утюг, шапка, палатка, парусник, самолет, линейка, лук, апельсин, колесо, абрикос, часы, мяч, книга, шоколад, портфель, троллейбус, сумка, кассета, телевизор, квадрат, круг, треугольник.
Дети рассматривают картинки и перечисляют изображенные предметы. Вы уже знаете, что предметы, которые нас окружают, имеют определенную форму. Одни из них могут быть круглые, другие – квадратные, третьи – треугольные. Давайте назовем на что похож каждый предмет.
«Волшебный мешочек».
Цель: развитие умения определять форму предмета на ощупь.
Игровой материал: мешочек; вырезанные из картона геометрические формы: круги, овалы, треугольники, прямоугольники, ромбы, квадраты, трапеции в пяти экземплярах.
Ребята, у нас есть вот такой волшебный мешочек. В этом мешочке сложены различные геометрические формы, вырезанные из картона. Посмотрите, что это за фигура. (Детям предъявляются фигуры, и они их называют). Сейчас, каждый из вас по – очереди должен будет опустить руку в мешочек и взять одну фигурку. После этого на ощупь определить, что это за фигура. Мы будем выполнять задание, пока мешочек не окажется пустым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий