вторник, 30 марта 2021 г.

Развитие зрительного восприятия у детей с функциональными расстройствами зрения

 

Важным является развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с функциональными расстройствами зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.


ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ - форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

Для детей с нарушениями зрения характерны:

- затруднения в оценке цвета, формы, величины, пропорций, пространственных отношений;

- неумение выделять информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета;

- снижение точности, полноты, целостности представлений о предметах;

- трудности восприятия объектов в условиях сниженной цветовой насыщенности, контрастности, на сюжетном изображении, в силуэтном и контурном изображении, при наличии неполного изображения предмета и др.; - затруднения при обследовании предмета, составлении целого из частей, совмещении деталей

- сложности группировки, классификации, обобщения объектов по существенным и несущественным признакам;

- затруднения при сравнении предметов, нахождении отличий.

Развитие зрительного восприятия у детей с ФРЗ включает:

1. Формирование представлений о системе эталонов цвета.

2. Формирование представлений о системе эталонов величины.

3. Формирование представлений о системе эталонов формы. Формирование навыков восприятия и воспроизведения сложной формы.

4. Развитие предметности восприятия. Развитие восприятия сюжетных изображений.

Цвет - различать и называть основные цвета и оттенки, соотносить по цвету и оттенку основные цвета; соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов, группировать предметы по цвету. Уметь находить предметы определенного цвета в окружающем мире.

Форма - различать и называть форму геометрических фигур, как плоскостных, так и объемных. Соотносить эталоны формы и формы предметного изображения. Соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д). Уметь находить предметы, геометрические фигуры определенной формы в окружающем мире.

Величина - различать, выделять и сравнивать величину предметов. Соотносить предметы по величине.  Зрительно сравнивать величину предметов, путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы, высокие и низкие, широкие и узкие и т. д. Сериация по величине (распределение предметов в порядке убывания и увеличения величины. Уметь находить предметы, геометрические фигуры определенной величины в окружающем мире

Восприятие и воспроизведение сложной формы - конструирование изображения из геометрических фигур, объёмных тел. Также сюда входит: определение целого по части; составление из частей предметного изображения (разрезные картинки); опознание зашумленных объектов; опознание одного изображения частично наложенного на другое.

Развитие предметности восприятия. В данном направлении продолжается работа по уточнению предметных представлений. Особое внимание уделяется обучению детей выделять признаки опознания предметов. Проводится работа по умению видеть “зашумленные” изображения, воспринимать объекты в условиях затрудненного восприятия.

- узнавание предмета в силуэтном, контурном изображении;

- опознание контурных изображений по деталям;

- выделение заданного контура, предметного изображения из зашумленного поля;

- совмещение контурных изображений и наложение их один на другой с разной заслоненностью;

- узнавание целого по части;

- составление целого из частей предметного, силуэтного и сюжетного изображений;

- анализ и конструирование образца из геометрических форм, мозаики.

Развитие зрительного восприятия необходимо для полноценного осуществления психической деятельности в целом. Ведь зрение является одной из важнейших анализаторных систем и нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий