среда, 26 июня 2019 г.

Детские игры


     
Игра в жизни ребенка занимает важное место, до 7-8 лет игра является ведущим видом деятельности и только позже ее сменяет учебная деятельность. С помощью игр ребенок обучается, познает мир, общается, преодолевает свои страхи, применяет новые навыки. Внимательный взрослый может наблюдать за игрой детей и узнавать многое об их развитии, настроении, психических особенностях, проблемах. Также взрослый может играть вместе с ребенком и в процессе обучать его или развивать определенные навыки (развивающие игры), а еще с помощью игр можно бороться со страхами, преодолевать тревожность и неуверенность, учить общаться (коррекционные игры). Детская игра многогранна, наблюдая за играющими и анализируя, мы можем судить не только о развитии у ребенка социальных навыков, но и об умственном развитии, об испытываемых эмоциях, об отношении к людям, о восприятии тех или иных событий.
     Обратим внимание на агрессивные игры. Игры с элементами агрессии существовали всегда, но современные дети играют в них все чаще. Причины возникновения таких игр могут быть разными, они “пересекаются” с причинами детской агрессивности в целом. Можно выделить внешние и внутренние причины агрессивности.


Внешние причины агрессивности.

Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.

Общение со сверстниками.
В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.

Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев.
Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей-дошкольников не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.
Внутренние причины агрессивности.
Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
Высокая тревожность, ощущение отверженности.
Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
Стремление привлечь внимание взрослых.
       Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно.
       Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?
Примерные критерии агрессивности:
- часто теряют контроль над собой;
- часто спорят и ссорятся с окружающими;
- отказываются выполнять просьбы взрослых;
- намеренно вызывают у других чувство раздражения;
- обвиняют других в своих ошибках;
- могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
- часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
- долго помнят обиду, стремясь отомстить;
- мнительны и раздражительны.
Вы заметили, что ребенок часто играет в агрессивные игры. Что делать?
1. Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.).
2. Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
3. Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
4. Повышайте самооценку ребенка.
5. Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
6. Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
7. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
“Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
8. Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
9. За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

В подготовке статьи использовалась книга Татьяны Ломтевой “Большие игры маленьких детей”, изд. “Дрофа – плюс”, Москва–2005 г. Советую почитать!


Комментариев нет:

Отправить комментарий